О социальной психологии страха и подшивке от алкоголизма

О социальной психологии страха и подшивке от алкоголизма

Здравствуйте, дорогой читатель!


Больше года пылилась у меня на полке с черновиками статейка, которую по разным причинам все не решался опубликовать. И вот момент настал. Во-первых, мы видим, как люди вокруг, находясь в тревоге и неопределенности, обмениваются страхами, заражают друг друга, фантазируют, создают мифологию. Из тревог отдельных людей возникает психическая пандемия, которая не щадит ни медиков, ни пациентов, ни психологов, ни прочих воздержавшихся. И стар, и млад - в группе риска. Этот же механизм работает в одном из методов лечения алкоголизма, о котором и расскажу ниже. Во-вторых, как никогда сейчас актуальна проблема злоупотребления алкоголем в разных ее клинических формах. Ну и, соответственно, лечение всего этого дела. Так что самое время опубликовать данную работу. Статья немаленькая, поэтому разбил ее на несколько частей для Вашего удобства. Желаю приятного чтения!

Как надо лечить алкоголизм, чтобы был хороший результат? Я знаю не понаслышке и могу рассказать об этом. И это отличается от того, как у нас в стране это делают многие ‘специалистами по зависимостям’. Отличается тонкостями, но пренебрежение ими сразу вносит разлад во все лечение. Во врачебных кругах есть такой сленговый термин ‘фельшеризм’. Он применим к случаям, когда человек выносит поверхностные диагностические суждения и производит такие же назначения. Грешат этим не только фельдшера, но и врачи. ‘Эта половинка от головы, эта от задницы смотри, не перепутай!’ Так вот, можно сказать, что при лечении и психотерапии зависимостей в Отечестве мы нередко можем столкнуться с ‘наркологическим фельдшеризмом’.

И дело здесь не столько в том, какие методы применяются (хотя и в этом тоже), сколько в том, как они применяются. Вы, наверняка, слышали о легендарных ‘кодировках’. не скажу, что полностью одобряю эти методы. Одна часть правды, что то, в каком контексте они выполняются и как, приводит к тому, что они больше вредят, чем помогают. Но другая часть правды состоит в том, что это было и продолжает хорошо работать у многих пациентов. Конечно, такая эффективность появилась не сразу, она нарабатывалась десятилетиями сплоченной работы наркологической службы и общества. И мы сейчас имеем возможность эксплуатировать массивные последствия этой работы. Ну или бороться с ними - кто как. И в этой статье я хотел бы поразмышлять не о том, как "надо" (не будем отбирать хлеб у седовласых ученых мужей), а о том, почему и как работает то, что стало уже "традиционным". Как оно смогло стать таковым?

"Подшивки", "кодировки", "химзащиты", "эсперали" и еще более сотни запатентованных названий - это "большое Ничто" ("Эгрегор" - сказали бы эзотерики). И не в том смысле, что не работает (Работает и еще как!). А в том смысле, что обществом создан столь мощный и противоречивый миф, что можно смело вводить пациенту плацебо (что нередко и делается) и, более того, сообщать об этом - и это все равно будет работать. А что там по правде было в уколе? Да черт его знает. Лучше не рисковать от греха...

Возможное происхождение этих методов из истории... нашёл #космосотношений

Иногда это плацебо-укол, иногда смертельно опасное лекарство, иногда ловкие фокусы родственников, иногда все вместе взятое. О, это такой сложный мир, о котором можно рассказывать и рассказывать.

Методы, так называемых, "кодировок" во всем их многообразии под различными названиям мы обобщим в этой статье. Все эти "запретительные на употребление алкоголя" методы, так или иначе, залегают корнями в авторских методиках "эмоционально-стрессовой психотерапии" (Довженко, Рожнова, Григорьева и пр.) и представляют собой их разнообразные варианты упрощения, сочетания и модернизации. При этом многие практические наркологи не строго следуют методологии классических вариантов методов, добавляют в них каждый что-то свое, шаманское, и даже не всегда, используя одно и то же слово, подразумевают под ним сходное значение.

Вследствие этого возникает путаница между наркологами, неразбериха между пациентами. Это только идет на благо мифологизации методов, но отдаляет их от классической науки. При этом от четкой классификации и типологизации их можно отказаться без значимых потерь. Вследствие чего закономерно в этой сатьи их обобщить до группы методов под одним из популярных в народе названий. Кстати, этих методов нигде в мире не применяют, кроме как, на территории постсоветского пространства, так как их развитие началось именно здесь во времена СССР. Это, в своем роде, эксклюзивная медицина и эксклюзивное поле для совестного исследования психотерапевтов, наркологов и социальных психологов.

"Было бы чем гордиться!" - возразят прогрессивные скептики. И тем не менее это эксклюзивная ситуация: методы, которые работают, но которых больше нигде в мире нет. Была интересная история: ко мне в "фейсбуке(Принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории РФ)" обратился финн с просьбой полечить его "русской медициной", потому что "вся западная" не помогла. Бедняга, конечно, искал чудес и не подходил по медицинским показаниям к такому лечению. Но все же, факт остается фактом, у нас в обществе циркулирует миф о мощном лечении, слухи о котором просачиваются на прогрессивный запад и нет-нет, да и там вербуют адептов "подшивки". А мы стыдливо открещиваемся и пытаемся истребить, вместо того, чтобы как следует изучить и взять на вооружение не только в борьбе с алкоголизмом, но и вообще в технологиях работы с массовым сознанием.

один из основателей семейной психотерапии в России, сказал такой афоризм: "Кодировка - это кормить истерию дорогим кормом", подчеркивая важность механизма самовнушения в этом методе. Мой первый Учитель психиатрии, профессор В.А.Руженков, говорил, что эти методы основаны на "эксплуатации страха смерти", подчеркивая влияние на психический уровень. Передовой специалист в области наркологии, профессор Е.М.Крупицкий, ратуя за внедрение в отечественную наркологию дорогостоящих современных методов лечения, таких, которые используются во всем цивилизованном мире, называет "кодировки" - "декорированным шаманизмом".

И я разделяю этот взгляд - "химзащиты" больше работают как магия, нежели как научно обоснованный медицинский метод. И это связано, прежде всего, с тем, что инструментами современной науки к этому феномену сложно всесторонне подобраться и качественно изучить его. При этом односторонний взгляд на этот феномен закономерно приводит к его обесцениванию исследователями. Но обесценивать его не стоит. Ведь, несмотря на повышающуюся образованность населения, работает! У довольно больших групп людей. И даже в эпоху разоблачений и сампросвещений, когда "все сами умные" и скептичные. И разве не интересно, почему?

Справедливости ради, нужно обратить внимание на то, что прогрессивные ученые мужи разоблачают миф об "эффективности подшивки" и, тем самым, создают и запускают в "социальное сознание" новый миф. Так они своими ногами выбивают почву из-под ног у многих пациентов, у кого этот метод прекрасно работает на протяжении многих лет. Это простые люди, им что наука, что ни наука - лишь бы был результат. А результат есть. И он, во многом, держится на вере, которую ученые пытаются подорвать, призывая к рассудку и цифрам. Все бы было бы здорово, если бы прогрессивные методы лечения алкоголизма давали эффект на порядок выше. Но они не дают. Они просто лучше "посчитаны" инструментами современной науки.

Многие старые наркологи, которые прошли "и Крым, и рым" - скептически относятся к новшествам и видят в этом лишь тенденцию перевести пациентов с одних надежных рельсов на другие. Некоторых рядовых наркологов можно было бы, конечно, упрекнуть в ригидности, ретроградстве и нежелании идти в ногу со временем. Но эту позицию косвенно разделяет и профессор Р.К.Назыров, ректор ИПМП им. Б.Д.Карвасарского (в исполнении которого я впервые увидел настоящую психотерапию без шаманской аттрибутики), высказывая мнение о том, что, например, лечение современным лекарством "Вивитрол" - это больше опосредованная психотерапия. Точно так же, как и "подшивка". Другими словами, единого понимания феномена "подшивки" даже среди высокоранговых специалистов нет, что еще раз подчеркивает сложность и неоднозначность проблемы. Попробуем разобраться.

У многих людей есть свой круг, алкоголики - не исключение. И в этом кругу есть своя система представлений, своя мифология. И среди этих мифов крутится множество историй - например, о "Юрке, который раз подшился и двадцать лет уже не пьет"; или о "дяде Сереже, который спустя год на пошивку выпил и помер, сердце не выдержало" и о "каком-то мужике, который подшитый выпил через неделю - и ему хоть бы хны". Знаете ведь такие истории? То-то же.

И алкоголики знают. И каждый человек имеет к этому свое отношение. И, соответственно, симпатизирует одной из версий, которая ближе. По разным причинам. У кого-то это достоверно известно от родственника знакомой знакомого любимой тещи, кто-то считает это откровенным фуфлом и надувательством, кому-то "только в лучшее верится", как в песне. Это у здоровых людей. У алкоголиков то же самое, только нюанс - у них на таких историях сторятся защитные стены вокруг личности, мешающие осознать и понять свою болезнь. И каждый стоит на защите близкой ему по духу истории, с пеной у рта доказывая, что это правда. И все очень серьезно, с этим не шутят - до драки дело доходит. Во как! И не важно, какую версию высказывает каждый. Главное, что все неравнодушны и эмоционально вовлечены.

В таком сообществе даже есть своя внутренняя иерархия. На этот счет один пациент поведал мне такую историю. Попал он на выходе из запоя в стационар на лечение. Закрытый выход, телефоны забирают, решетки на окнах - все как надо. Заходит он в палату. А там еще трое таких же - в разной степени кондиции. Ну и разговорились за жизнь. Начали меряться. Чем меряются алкоголики? Один помладше снимает рубашку и показывает тому, который постарше свои шрамы на спине. Смотри, мол, старичок, как молодежь нынче пьет. Остальные считают. Три шрама насчитали. Силен! Думает он...

Маленькая предыстория. Раньше был распространен метод "подшивки" (благодаря которому и прижилось такое название), когда на спине делался надрез, туда закладывалась таблетка и все это дело благополучно зашивалось ниткой, ткани заживали, таблетка оставалась внутри. Это у нас, на Западе до такого не додумались. Идея была в том, что таблетка медленно рассасывалась. И это значит, что лекарство действует постоянно и если выпьешь - умрешь. Но это пока таблетка в теле. А сам себе не извлечешь ее никак. Специально на спине эта процедура проделывалась, чтобы руки загребущие не дотянулись. И работало. В индивидуальном формате.

Но социальный фактор, будь он неладен. Два и более встретившихся в одном месте алкоголика - "подшитые", но желающие выпить - образуют страшную силу, достойную лучшего применения. И очень быстро стали множиться по стране случаи, когда такие пациенты вырезали друг у друга таблетки и благополучно радостно напивались.

Слышал я истории и мазохистического содержания. Когда компания из "подшитых" алкоголиков ничего не вырезали, а просто садились в круг, выпивали и хватались за головы в тревожном ожидании: "Ой, как сейчас тряхонет!" Но это все особые случаи. А у находчивых пациентов конфликт между сильным нарастающим желанием выпить и инстинктом самосохраниния решался хирургически. От этого дела на коже спины оставались потом шрамы. К чести отечественных наркологов нужно отметить, что их изобретательность тоже на уровне и идет на опережение - и следующее поколение "подшивок" уже стало вязким, распределяющимся по тканям тела и исключающим возможность их вырезать, как это можно сделать с твердой таблеткой или капсулой.

Возвращаемся к истории моего пациента, который попал в стационар. Они (во всех смыслах) успешно, пользовались предыдущим поколением "подшивок", при удалении которых оставались рубцы на теле. У молодого хвастуна насчитали 3 таких. На это старый снимает кофту и демонстрирует свои 10 шрамов. Типа, смотри малыш!

Среди мужчин, например, есть обычай мерятся пиписьками, игрушками, достижениями, красотой завоеванных женщин и их количеством, числом половых актов за ночь, имуществом - чем угодно. В сообществах больных людей есть особая система социальной иерархии. Так в группе бабушек, страдающих гипертонической болезнью она может выстраиваться в зависимости от стажа болезни. При этом самой неформально авторитетной бабушкой будет та, у которой стаж болезни больше. У алкоголиков тоже такая особая система есть, просто она немного своеобразна. На ранних стадиях они будут меряться количеством выпитого, после выпитого - кто кого сильнее уважает, а потом - кто сильнее болел после всего этого.

В упомянутой истории пациенты стационара мерятся "обманутыми подшивками". Это показывает насколько не только сами спиртные напитки и их употребление, но и методы борьбы с ним становятся важной частью личности человека, приобретают статус меры вещей и ценностей, вплетаются в его образ жизни, занимают весомое место в его мировоззрении.

Охватывая группы людей и выходя за рамки отдельной личности, эти феномены становятся значимой частью культуры, мифов, пробретают социальную значимость. А это значит действуют на людей в более глобальном смысле - через общество вообще (большую группу) и через сообщество (малую группу людей). На эти точки и воздействует фигура, наделенная обществом особой ролью - это, в зависимости от общества, шаман, колдун, знахарь, нарколог, психотерапевт и пр. На этом и основано действие магии - в том виде, как ее понимает классическая наука.

А пациент ведь живет не сам по себе, а в сообществе с другими людьми. Люди знают, что он имеет проблемы и сходил к шаману, то есть, извините, к наркологу. Нарколог что-то там "поколдовал" и вернул его обратно людям. Так вернуть-то, конечно, вернул, но такого же, какого брал? Пришел к наркологу ведь "обычный", а вернули "подшитого".

И эти люди, допустим, имеют уже представление, о том, что такое "подшивка" и имеют какое-то к ней отношение. Но только оно у всех, естественно, разное - ведь кто-то считает, что это "мощное оружие" и , кто-то считает что "все это ерунда", кто-то считает, что "всех обманывают и тебя обманули" и т.д. Так или иначе, не важно с каким знаком, вовлекаются все из близкого круга. Совсем равнодушных нет. Ну или это уже не близкий круг. Но это еще не все, ведь меняется отношение и к самому человеку у его близкого окружения. Кто-то успокаивается, радуется и поддерживает ("вот теперь заживем!"), кто-то начинает больше доверять и даже предоставляет какие-то льготы, кто-то завидует и начинает провоцировать ("да что там будет от одной рюмки?"), кто-то на всякий случай прекращает все контакты с таким человеком ("мало ли! вдруг заразный...").

В уравнении отношений между пациентом и его окружением появляется новое неизвестное - Х, которое как-то меняет отношения между пациентом и другими людьми. В этом и есть проявляющее отношения, психотерапевтическое действие "подшивки" на окружение человека. Это с одной стороны. С другой стороны, у пациента появляется некая власть, открываются огромнейшие возможности для социальных игр и манипулирования окружением. Ведь "подшивка" - это мощный рычаг воздействия и не только...

Так можно подшиться, вовсе не собираясь лечиться и бросать пить. Сознательно. Подшиться и потихонечку там тайком попивать, "контролируя дозу". До очередного запоя и разоблачения, конечно. А мало ли выгод? Чтобы жена отстала и не пилила. Чтобы с работы не уволили. Чтобы перед товарищами похвастаться. Чтобы умилостивить судебную систему или пострадавших от рук пьяного пациента людей (хозяина разбитого автомобиля, избитого человека и пр.). Чтобы выторговать себе какие-то иные выгоды или избежать неприятных обязанностей ("я же подшитый, меня нервировать нельзя, а то сорвусь!"). Чтобы ДПС-нику в спорных ситуациях справку показывать (те иногда верят и не проверяют на алкотестере). Или даже чтобы потом оправдать очередной запой (мол, слишком сильно "подшивка" давила). Можно "подшиться" за компанию с друзьями, в знак солидарности. Можно - "на спор" или "на слабо". Знаю несколько случаев, когда жены подшивались, чтобы "мужу одному не страшно было". Некоторые из них подозревали у себя тоже зависимость. Другими словами, во взаимодействии людей "подшивка" может выполнять важную функцию

Наверно, не стоило бы выдавать производственные секреты и "план родного завода". Но эта статья была бы неполной, если в ней не рассказать о технологии, как это делается. Это же просто отдельная песня! Так что приоткрою завесу с тайну, о которых Вы, вероятно, никогда бы не узнали. Разве что, если бы сами не оказались на этой процедуре в качестве пациента.

Начнем с антуража. Это должно происходить в месте и обстановке, вызывающей страх и уважение и даже пиетет. Если мы говорим о пациенте, который верит в силу классической медицины, то это должна быть больница или клиника. Желательно, чтобы там было несколько врачей, один из которых - реаниматолог. Должен быть реанимационный набор, включающий дефибриллятор. А врачи должны быть, с одной стороны, уверенными в своих действиях. С другой стороны, они должны обладать хорошим чувством юмора и некоторым артистизмом, чтобы в достаточной степени утрировать и усилить необходимую стрессовую ситуацию. Например, когда пациенту поплохеет во время проверки проведенной процедуры.

Значение личности врача в этом процессе трудно переоценить. Это должен быть директивный, излучающий безупречую уверенность в себе и том, что делает (прям до глупости), опытный, и в идеале, статусный человек. Он должен уметь просто, по-человечески поговорить с больным. Но при этом сделать это так, чтобы пациент его уважал и доверял ему. Может быть, немного побаивался. Некоторые говорят: чтобы "любил" врача - в том смысле, что стремился бы его порадовать и избегал - разочаровывать. Хорошо владеющий голосом и с хорошо подвешенным языком. Орлиный, прозревающий все насквозь, взгляд. Военная выправка, пружинящая легкая походка. Супер-человек, одним словом. Не врач, а настоящий шайтан шаман в белом халате!

Такми образом, лучше если пациент сам приезжает в клинику "на неизвестную территорию" врача. Это усиливает тревогу перед процедурой и имеет больший терапевтический эффект. Но в некоторых случаях тревога возрастает настолько, что пациент всеми правдами и неправдами начинает избегать визита к врачу. На этот случай в арсенале нарколога есть услуга "подшивки на дому" (как же не пойти на поводу у золотого змея). Но при этом, даже если специалист в халате, на его плечи ложится большая нагрузка. Приходится создавать атмосферу "в ручном режиме". Хороший контакт, немного реквизита и капелька трансовых техник работают безотказно.

Будет прекрасно, если пациент преодолел большие препятствия, чтобы попасть именно к этому легендарному врачу, к которому "простому смертному" попасть не так-то просто. Через десять "звонков", в другой стране на трех перекладных и через большие очереди. Кстати, неплохо недоступность моделируют деньги. Для этого процедура должна стоить дорого. Чем дороже, тем лучше. Этот принцип лежит в основе приема С.В. Ковалева, который сам по себе прекрасно работает, как "подшивка". Когда, например, клиент-алкоголик говорит, что ему подарили очень дорогой коньяк и он боится, что на выходные не выдержит и "попробует". А ему совсем нельзя, даже нюхать. И тогда С.В. предлагает оставить у него до следующей встречи 100 000 рублей, которые он получит обратно, если не сорвется. "Сколько стоит дорогой коньяк? И сколько стоит для тебя его попробовать?" Техника прекрасно "включает" критику к своему состоянию, даже если пациент не оставляет деньги. Хотя, временно - без массивной психотерапии.

Мне посчастливилось поучаствовать в настоящей шаманской церемонии, которую организовывали здесь, рядом с городом. Привозной зарубежный шаман (в отечестве, как известно, пророков нет), видимо, очень много работает над имиджем и антуражем. Там были такие серьезные декорации, что, думаю, если привести туда некоторых людей, их без проблем можно было бы "закодировать против алкоголя" одним видом обстановки, не говорю уже - сутью происходящего.

Перед началом процедуры с пациентом проводится беседа. После которой он должен подписать помимо всех необходимых медицинских документов, психотерапевтический документ. Что это значит? Он пишет от руки под диктовку: "Я такой-то такой-то, проживающий по такому-то адресу, серия и номер паспорта... (идентификация) в связи с моим решением начать трезвую жизнь, прошу провести мне противоалкогольную процедуру (название из прайса) сроком на (срок из прайса). На это время обязуюсь полностью прекратить прием алкоголя. При нарушении режима трезвости с нежелательными последствиями при , в виде (импотенции, слепоты, внезапной сердечной смерти и пр.) ознакомлен. В случае употребления мною алкоголя снимаю ответственность с лечащего врача и при возникновении вышеперечисленных эффектов - претензий не имею. Дата и подпись". Пациент пишет это в двух экземплярах - один себе, второй - врачу. Попробуйте написать это от руки сами. Пробрало? То-то же! А опосредованная психотерапия идет уже полным ходом. Так это только начало...

Сами технологии имеют вариабельность, зависящую от предпочтений, подготовленности, способностей и технического оснащения врача, договоренности, прайса организации, личностных и социальных особенностей пациента и особенностей течения у него алкогольной зависимости. Формула такова, что в основе должно быть массивное внушение. Еще лучше это работает, если проводится в группе пациентов, как этот метод и выглядел у одного из его основоположников А.Р.Довженко. А "сухое" внушение обязательно нужно разбавить вещественным субстратом - "волшебной таблеткой" или "волшебным уколом". Даже если все лечение построено на чистом внушении, а лекарство - это "пустышка" или плацебо, ритуал вводимого вещества повышает силу внушения. А еще, как известно, плацебо-таблетка менее эффективна, чем плацебо-инъекция. И они вместе взятые менее эффективны, чем плацебо-капельница. Так что, чем весомее, тем внушительнее. Тем лучше результат.

Кстати, у "волшебного вещества" (даже плацебо), помимо усиливающего внушение эффекта, есть патогенетическое обоснование. "Подшивка" - это внешне сдерживающий фактор. Это устанавливаемое в сознание внешнее препятствие для употребления алкоголя. Недостаточность волевого процесса - это одна из психологических причин развития зависимости. Пациенты при развитой болезни плохо способны "держаться" без внешних сдерживающих факторов (тяжелая работа, которая занимает все свободное время, злая жена и пр.). Но внешние же факторы являются также оправданием для пациента "срыва" или запоя. Другими словами, не пьет - причина не в нем, пьет - причина не в нем. Что бы не происходило - причина не в нем. Это "внешний локус контроля", еще один из механизмов развития зависимости. И то, что так сложно работать с "алкогольной анозогнозией" обусловлено именно этим фактором. Не он такой, а жизнь такая. Этот фактор может служить препятствием при психотерапии. Но он же в определенных условиях может быть и соратником в лечении. Например, при "подшивке", которая является внешней силой, замещающей волю пациента.

Перед процедурой пациент должен обследоваться. Если есть какие-то хронические заболевания, метод может быть противопоказан. Также до процедуры пациент должен какое-то время воздерживаться от приема алкоголя. Все зависит от технологии. Для врача это показывает, способен ли пациент вообще вообще себя сам контролировать. Нет смысла "подшивать" человека, который не способен сам воздерживаться, хотя бы, на протяжении недели. И уж тем более, если он не способен продержаться пару дней. Это опасно для жизни и здоровья пациента и для свободы врача. Поэтому таких пациентов лечат другими методами.

Ну и если в организм будет введен препарат, который меняет метаболизм алкоголя, при наличии в крови какой-то дозы алкоголя, ситуация может выйти из под контроля. Вплоть до летального исхода. Но, как минимум, субъективно это очень неприятно и маркируется сознанием как очень эмоционально окрашенный опыт. Этот прием используется при проверке действия проведенной процедуры. Об этом чуть подробнее дальше. Но очевидно, что в алкогольном опьянении пациента "подшивка" ему противопоказана. Те специалисты, которые практикуют "подшивку" пьяных пациентов - дескредитируют метод.

Что касательно вещества, которое реально влияет на метаболизм алкоголя - его могут вводить, могут не вводить. Все зависит от ряда факторов, которые перечислены выше. При этом я знаю случаи, когда пациента даже "подшивают" дорогущим "Вивитролом", который действует совсем по-другому. Просто пациент не верит ни во что, кроме "подшивок". У него они себя зарекомендовали. А новый подход - подействует или не подействует - это еще надо поглядеть. И есть недоверие к нему. И чтобы не обрывать контакт, врач после нескольких попыток "достучаться", решает не переубеждать пациента, а объяснить действие препарата в понятной больному мифологии. И в итоге получается, что пациент получает самое передовое в мире вещество еще и верит в лечение. Кому же от этого плохо? Хотя в этом, конечно, есть нарушение строгой "вивитрольной" технологии. Но в этом проявляется творческий индивидуальный подход и искусство конкретного доктора.

Но даже если пациент лечится более консервативными противоалкогольными препаратами более чистой линией - не обманывать пациента. Если после встречи с лечащим врачом у пациента с ним возник хороший эмоциональный контакт, появилось доверие и они договорились после данной процедуры продолжить совместную работу (психотерапия, плановые осмотры, созвоны, сообщения и пр.), если пациент не задает прямых вопросов, можно не выкладывать все карты на стол. Но если задает - врать не стоит, можно предложить ему следующее. В закрытую ввести или реальный препарат или плацебо. Но для пользы больного, знать о том, что за препарат введен, будет только врач. Если доверие есть, пациент на это согласится. А дальше - дело техники.

К внушению и веществу нужно добавить стресс. Это важный компонент, поэтому одна из разновидностей метода называется "эмоционально-стрессовой психотерапией". Стресс лучше "закрепляет" внушение. Он может быть самым разнообразным, но лучше, если он вписывается в контекст происходящего. Например, пациенту на проверку дают попробовать очень маленькую дозу алкоголя. Можно даже, чтобы он принес с собой на процедуру своего любимого - для достоверности. Если в крови уже есть противоалкогольное вещество, то реакция происходит сама собой. Если вводилось плацебо, то, конечно, есть медицинские приемы, как намеренно сделать, чтобы человеку немного поплохело. Получается, что для психики разницы нет, а мозг "сам" построит недостающие связи. Все это действо можно усилить паникой врачей, которые "упустили ситуацию из-под контроля", их испугом по поводу неожиданно умирающего пациента, сопутствующими реанимационными мероприятиями и пр. А также сказанной напоследок фразой: "Смотри, как тебя накрыло! Обычно у других слабее реакция бывает. Тебе вообще даже нюхать нельзя. Погибнешь ведь!" Далее вводится "нейтрализация" и пациента отпускают домой.

Если больной приходит с кем-то (жена, муж, друг, начальник), то процедура психотерапевтически действует и на этого "свидетеля". Потому что на процедуру пациент слегка помятый и немного тревожный идет, но в более привычном для себя душевном состоянии. Можно предположить, что, например, "пережив смерть" или какой другой сильный стресс, он возвращается взъерошенным, испуганным и измохраченным. Разница "какой был, а какого вернули" - очевидна. И это является дополнительным подтверждением того, что процедура серьезная. "Свидетель из группы поддержки" видит эту перемену в пациенте и на его лице отражается реакция на это. Пациент видит уж ее и, естественно, еще больше внушает себе, что дело серьезно. Таким образом, этот эффект, раскачиваясь, работает в две стороны.

После этого пациенту выдается справка, где указаны название процедуры, когда, где и кем проведена, выполнена ли "проверка", когда назначены следующие встречи. Также дублируется информация о том, что запрещено принимать алкоголь и список возможных побочных эффектов при его употреблении. Кроме того, в ней указываются контакты на случай, если пациент "сорвался". Формально это нужно, чтобы обезвредить вещество, которое все еще остается в крови. И хоть даже побочных явных эффектов не возникло, оно, все равно, продолжает действовать и разрушать организм. Поэтому его нужно "убрать". Для этого нужно вызвать специалиста. В некоторых центрах это практикуется бесплатно.

Если смотреть чуть глубже, это делается с несколькими целями. Во-первых, это позволяет пациенту не оставаться с проблемой наедине, не рвать его контакт с врачом или организацией и сразу же продолжить лечение. Также дает возможность приехавшему врачу выслушать пациента, контейнировать его злость и обиду. Во-вторых, это нужно, чтобы снять часть ответственности с врача или организации и избавить их от излишней головной боли или судебных тяжб. Сорвавшийся пациент и его родственники в обесценивающем гневе на ранее "всесильного" врача - могут быть очень страшны в своих проявлениях! Для этого перед "нейтрализацией" пациенту предлагается написать хитрую бумажку, нечто вроде: "в связи с отказом продолжать трезвый образ жизни, прошу нейтрализовать действие кодировки". В-третьих, это отрезает возможность для пациента превратить срыв в запой, что улучшает краткосрочный прогноз. А приехавший врач может (с большей вероятностью, чем родственники) убедить пациента не продолжать пить, а вернуться к лечению - сразу на дому (приезжает всегда "заряженный" для этого врач) или лечь в стационар. И хотя второй и третий пункт по отдельности могут выглядеть как жульнические, если воспринимать все три пункта в совокупности - это придумано мудро и довольно терапевтично. Хотя, конечно, не без грешка...

Теперь Вы знаете производственные секреты. Мера силы предполагает соответствующую меру ответственности. Надеюсь, Вы воспользуетесь ей благоразумно и не будете, вырвав из контекста два предложения, кричать на каждом углу, что "подшивка не работает". А наоборот, понимая все тонкости этого метода, будете видеть его ограничения и использовать его преимущества во благо клиентам, их семьям или своим близким и друзьям. Ну и, как говорится, умный не спросит, дурак не поймет. Рассчитываю, что количество текста этой статьи, в какой-то мере, является "защитой от дурака". Идем дальше...

И вот, выйдет из запоя нормальный такой алкоголик. И пойдет, как белый человек, подошьется. И как заживет! Вот приходит на свой завод. Ему говорят: давай, мол, выпьем. А он: не могу я, подшитый, стало быть. Ага. А на Руси, как известно, две забавы есть - накормить худеющего и напоить непьющего. И ему какой-то умник говорит (жены таких очень "любят"): "Что ты, Валера, фигней страдаешь - ерунда это все, я сам пробовал". А другой говорит: "А дядь Сережа-то того... в прошлом году". А третий, смекалистый, залихватски подмигивая говорит: "Щас вам все расскажу, как эту басню обезвредить, в интернетах нашел секретный способ..." И бедный наш алкоголик - нет, чтобы нормально жить - под влиянием среды оказывается в пучине сомнений. Пить, так сказать, или не пить? Тварь я дрожащая или право имею? И иногда не выдерживает душа давления социума.

Но это про то, как общество влияет на индивида. Расскажу обратную историю, ярко иллюстрирующую, как отдельный индивид может влиять на общество. Эту историю мне рассказал один коллега-нарколог.

Он лечил мальчика-"олигофрена" - по старому названию. Или, как сейчас это политкорректно называется, "с интеллектуальным снижением". Этот - важная деталь - был с хорошим интеллектуальным снижением. А вот народу политкорректность, как известно, чужда, народ - простой. В народе таких называют просто, "дурачками". Немого упрощая все многообразие проявлений этого недоразвития мозга, здесь важно сказать вот, о чем. Если имеет место нетяжелая степень нарушений, то у таких людей бывает отличная память, неплохо формируются простейшие причинно-следственные связи и они даже способны действовать согласно им. Но это скорее на таком уровне: "Вот это стул - на нем сидят. Вот это хлеб - его едят".

Впрочем, воспитывая такого человека в определенных условиях, можно получить некое подобие хитрости, военной смекалки, так сказать. У нас в подъезде, помнится, жила многодетная вечно дурно пахнущая женщина с умеренным интеллектуальным снижением. Так она даже умудрялась с жильцами наладить стабильные меновые операции. Где-то доставала товары подешевле. Жильцам продавала подороже. А что много ума на это надо?

Но при этом же, у таких людей отсутствует корректировка своего поведения при изменении обстановки внешней среды и, соответственно, учет тонких социальных условностей. Как в истории про деревенского дурачка, который сильно смеялся, когда все селяне тушили пожар. И его за это побили. Получив урок жизни, он сделал определенные выводы. Он понял, что при виде огня, не нужно смеяться и всегда заливать огонь водой. И когда был общий праздник и все жарили мясо на костре, он залил пламя. Но к его удивлению, его снова за это побили. Другими словами, фиксировать и использовать причинно-следственные связи посложнее недоразвитый мозг не имеет "мощностей".

Мальчик - совершеннолетний, жил вдвоем с мамой. И очень пил. Так, мирный и спокойный мальчик, хоть соседским детям в пример ставь. Пока не выпьет. А как выпьет, так сразу буянит, матом на мать кричит, мебель курочит, за нож хватается. А выпить любил, надо заметить, частенько прикладывался.

Мать алкоголя в доме не держала, денег ему не давала, всем соседям настрого запретила наливать. И все бы хорошо, но была одна деталь. Работал он на заводе местном. Директор маму его знал, сжалился над их семьей, взял его в несложной работе помогать. И мальчик занят и копейка в доме, какая-никакая. А там заводские мужики - народ не то, чтобы прям пьющий (хотя, честно говоря, именно так и есть), но изрядно выпивающий. После каждой смены собираются и соображают. Ну и мальчонка - с ними, за компанию. Они и ему наливают. А он как выпьет - смешной. Хорошо сидим!

Только он смешной, пока домой не приходит. А домой приходит - давай буянить. Мама возмущалась, на завод ходила, пыталась воздейстовать. Да куда там, мужской коллектив, все друг друга выгораживают. Вроде как и сами не пьют. "Подшитые" все, как один. Отмазка такая для жен и начальника, значит. Только мальчонка с завода все чаще и чаще пьяненький приходит. И все буянит. А так вообще хороший такой мальчик. Мама лечила сына от алкоголизма, как могла, уже перепробовала все, что только было можно, вложила в это кучу денег. А он все пьет и буянит, пьет и буянит. Вот такая беда.

Ну и приехал к ним как-то раз мой знакомый нарколог. Из запоя его "вывел", значит. А мама в ноги падает и причитает: "Доктор, миленький, закодируй ради Христа!" Доктор, говорит: "Да куда ж его кодировать - на него же не подействует, он ведь того..." Мальчик, повторюсь, со средней степенью умственной отсталости, сложные причинно-следственные связи плохо формируются. Для кодировки нужно чуть больше интеллекта, это мягко говоря. Врач это понимает и объясняет ей это. В общем, молила-молила женщина помощи у доктора, не слушала она его разъяснений. Согласилась даже на то, что, скорее всего, "подшивка" не подействует. Да и пусть. Пусть. Только чтобы "попробовать все возможное".

Доктор смотрит на него - дурак дураком, какая уж тут "подшивка". Но лишь для того, чтобы успокоить мать (ну или денег очень хотел), говорит ему, весомо так: "Щас укол тебе сделаю. Выпьешь - умрешь, понял?" И кулаком ему так погрозил. Тот - дурак-дураком, вроде, а кивнул. Сделал ему нарколог "волшебный укол" (который делать нельзя, потому что, все равно, мальчик даже не поймет и выпьет и тогда точно умрет; поэтому читай - сделал укол с "водой") и уехал. Мама успокоилась, а сын неожиданно перестал пить и несколько месяцев совсем не пил. О чудо!

Мама не нарадуется на сына, звонит доктору, благодарит. И все хорошо... если бы не Новогодние праздники, в предчувствиях которых у членов семьей алкоголиков нешуточно растет напряжение. И вовсе не зря, ведь на Новый год - кто куда. Кто на Бали с друзьями, кто в Новгородскую область к родственникам, а мужики заводские - в запой. Святая обязанность и данное Законом право, между прочим. Ну вот, на заводе перед Новым Годом, все как положено: мандарины, мишура, елка и стол. Заводской корпоратив, одним словом. И все радостные, счастливые. А как потеплевшее от первой рюмки сердце может пройти мимо незатронутого духом праздника страдающего, буквально чахнущего на глазах мальчонки, которому нельзя? Который умрет, если выпьет.

Добрые мужики, поднатаревшие в деле "обхода системы" и знающие уже все эти истории, начинают хлопца выручать. Опять же, споры там, все эти истории - кому помогло, а кто умер. А при умственной отсталости есть такая психологическая особенность - слабая воля. В общем, уговорили мальчонку. Махнул он рюмаху. Покраснел. Побледнел. Закричал нечеловеческим криком. И упал замертво на пол, совсем побелевший. И все это на глазах сорока матерых, хотя и видавших в этом деле виды, но оторопевших от испуга мужиков.

Подоспевшая бригада "скорой помощи" привела мальчика в чувства. Но праздник, так и не начавшись, был окрашен для всех присутствующих очень своеобразными впечатлениями. У "вечно сомневающихся" - явно убавилось доводов, а "самостоятельно расшившиеся" резко расхотели пить. Подарок для домочадцев. Новогоднее волшебство!

Секрет кролика в шляпе. Что было на самом деле? Чуть раньше, перебдевшая мама звонит перед Новым годом наркологу. В предчувствии и панике. Тот выписывает "волшебные капельки" для профилактики, которые надо коротким курсом тайком покапать в еду. Ну мама и покапала по совести. Но никто, кроме нее, этого не знал. В результате - подшившийся целый завод, все присутствовавшие теперь точно знают - подшивка работает! Уверовали, ибо сами видели! Вот этими вот глазами!

Итак, подытожим. Утверждение, что группа методов, называемых "подшивка" или "кодировка", применяемых для лечения алкоголизма, действуют только из-за действующего химического вещества или из-за самовнушения - это сильное упрощение устройства и функционирования этого метода, которое превратно истолковывается. В отечественных психиатрии и наркологии принята био-психо-социальная модель болезни. В частности, с такого ракурса принято смотреть на проблему алкоголизма. Это значит, что в формирование этого расстройства вносят свой вклад три группы факторов - биологические, психологические и социальные. И расстройство проявляется на каждом из этих уровней. В "качественную подшивку" следует также включать одновременные воздествия в трех соответствующих направлениях.

Биологические факторы связаны с вводимым в организм человека веществом длительного действия, не совместимым с алкоголем. К этой же группе также можно отнести различные вещества, которые вызывают субъективно неприятный физиологический эффект. Они применяются, в случаях, когда имеются медицинские противопоказания к введению первых.

Психологические факторы связаны с эмоциями человека, его мыслями и поведением, способностью понимать себя и управлять собой. С его признанием или непризнанием своей болезни. С его ожиданиям от лечения, вере конкретному врачу, отношением к себе, к окружающим, к здоровью, болезни, к пьянству, к трезвости и пр. На эти факторы можно воздействовать посредством психотерапии - индивидуальной, семейной и групповой.

Социальные факторы связаны с тем, как относятся к такому лечению в обществе вообще и как относятся к нему люди в малых социальных группах, в которые включен человек. Разделяют ли веру в лечение люди в семье больного человека, в его рабочем коллективе, в кругу друзей, на кружке по интересам и пр. Или, наоборот, относятся со скепсисом и даже провоцируют проверить. На этот уровень можно воздействовать посредством групповой и семейной психотерапии и такой особой формы психотерапии, как аффективная интервенция. А также посредством изменения социальной ситуации - изменения обстановки и отношений в коллективе, смены работы, смены семьи уход, из пьющей группы и т. д. При этом измение поведения одного человека может влиять на социальный фактор других, втянутых в порочный социальный круг зависимости, людей.

Каждая из групп действует в сочетании с другими, происходит взаимное обуславливание. Кроме того, данные факторы усиливают друг друга. И при выпадении одного из факторов, оптимальное сочетание двух других может давать хороший клинический эффект. Влияние только на один уровень (только сменить семью, работу, город проживания или только индивидуальная психотерапия или только сделать "волшебный укол") при лечении имеет малую вероятность успеха.

Так, например, человеку по медицинским показаниям не ввели настоящее "противоалкогольное" вещество, но провели мощное противоалкогольное внушение и сформировали установку на трезвый образ жизни, а также он живет и работает в среде людей, которые уверены в том, что "подшивка" 100%-но работает. Такой человек может удержаться только за счет взаимного обуславливания двух факторов (психологического и социального) при отсутствии одного (биологического).

Другой человек живет в среде активно употребляющих алкоголь скептиков, но ему ввели необходимое химическое вещество и провели полноценную психотерапию, в результате которой изменилось его отношение к самому себе и к происходящему вокруг. В таком случае успех лечения также может наступить при взаимном обуславливании лишь двух факторов (биологического и психологического).

Грубо говоря, не ждите, что "кодировка" будет сама по себе работать от одного только гипноза или от одного только "волшебного вещества". Но она вполне может стать начало очень большой работы и способом установления доверительных отношений с клиентом, переходящих в полноценную психотерапию. В умелых руках и при полноценном использовании всех групп факторов - очень годный инструмент. Дополнительно подкрепленный такой мощной штукой, как мифы общественного сознания.
Автор
vladpog
Просмотры
387
Первый выпуск
Обновление
Оценка
0.00 звёзд 0 оценок

Другие ресурсы пользователя vladpog

Поделиться ресурсом

Назад
Сверху Снизу