Важно Самое важное

Вы знаете , какую я мысль Саулитиса прям вынесу:

"Кто такой наркоман? (алкоголик?) - это человек с психическим расстройством, который себя неправильно лечит (наркотой или алкоголем). И уходите вы от этих "наркоманов" - это неверный термин (по Саулитису) - это человек с психическим расстройством - который себя неправильно лечит!!"
 
Александр Лоуэн. Невротическая депрессия из-за подавления эмоций

Подавление эмоций и чувств посредством вины и стыда подводит человека к депрессивной реакции. Вина и стыд вынуждают его заместить ценности тела ценностями эго, реальность — образами, а любовь — одобрением. Он вкладывает все свои силы в реализацию мечты, которой не суждено сбыться, ибо она основана на иллюзии. Иллюзорность заключается в том, что состояние человека, степень его удовлетворенности зависят исключительно от реакции окружающих.

Признание, принятие и одобрение становятся его главными целями при полном игнорировании того факта, что их достижение невозможно до тех пор, пока человек не признает, не примет и не одобрит сам себя. Эта иллюзия не учитывает того, что удовольствие является, главным образом внутренним состоянием, спонтанно вызывающим благоприятную реакцию окружающих.
К подавляемым эмоциям относятся те, происхождение которых связано с предчувствием боли, а именно — враждебность, гнев и страх. Эти эмоции подавляются, если их нельзя ни выразить, ни вытерпеть. У индивида не остается иного выбора, как отрицать их. Такая ситуация возникает в момент столкновения воли родителей и воли ребенка. Когда это происходит, исходная причина конфликта превращается в выяснение вопроса «кто прав, а кто — нет», и чувства ребенка становятся уже неважны. Поскольку для родителя чрезвычайно трудно допустить или даже на мгновение представить, что он может быть неправ, то ребенок, в конце концов, оказывается вынужден подчиниться. Будучи подчиненным воле родителей, ребенок вырабатывает в отношениях с ними такой стиль поведения, который максимально облегчает его взросление.

Однако под внешним подчинением скрывается сопротивление, которое набирает силу и вспыхивает, когда молодой человек обретает больше независимости в подростковый период. Подростковый бунт не высвобождает подавленные в детстве эмоции. Он основывается на открывшихся подростковых прерогативах и, таким образом, вводит новый конфликт в отношениях между родителем и ребенком.

И хотя подросток может иметь превосходство в этом новом противостоянии, тем не менее, вина и стыд, которые являются наследием его детского опыта, остаются неразрешенными. Погребенные в бессознательном, они подпитывают пламя его противостояния, истинная цель которого остается для него скрытой.

Процесс подавления состоит из нескольких шагов: во-первых, блокируется выражение эмоции, чтобы избежать продолжения конфликта; во-вторых, развивается чувство вины, вынуждающее признать, что это «плохая» эмоция; и, в-третьих, эго успешно отрицает эмоцию, тем самым преграждая ей путь к сознанию.

Подавление эмоционального выражения — это одна из форм смирения. Ребенок больше не ждет удовольствия от своих родителей и довольствуется смягчением открытого конфликта.

Способность быть объективным, понимать, что родителям тоже приходится тяжело и что их ценности обусловлены их образом жизни, отмечает следующий шаг в развитии сознания ребенка и закладывает основу для чувства вины. Эта ступень в развитии происходит в латентный период, в возрасте от семи до тринадцати лет (ранее семилетнего возраста, большинство детей слишком субъективны, чтобы чувствовать вину по поводу собственных отношений и поведения).
Способность к оценке собственных установок возникает вследствие идентификации с родителями и другими авторитетными фигурами. Посредством таких идентификаций человек достигает позиции, которая находится за пределами его «Я». Только с этой позиции можно настроить эго против себя, осуждая собственные эмоции и порождая чувство вины. С позиции, находящейся «вне» «Я», подвергнутые осуждению эмоции воспринимаются как плохие. Поэтому человек вполне оправданно отделяет себя от них, чтобы снизить чувство вины.

На последнем этапе этого процесса эго пытается устранить возникшее расщепление личности, отрицая эмоцию и заменяя ее воплощением противоположного чувства. Человек, подавляющий свою враждебность, будет видеть себя любящим и почтительным. Если он подавляет свой гнев, то будет воображать себя добрым и благожелательным.

Если он подавляет страх, то будет представлять себя мужественным и бесстрашным человеком. Эго обычно оперирует образами: первый — это образ тела, второй — образ «Я», и третий — образ мира. Если эти образы подтверждаются опытом, человек находится в контакте с реальностью. Образ, противоречащий опыту, является иллюзией.

Но человеку часто приходится искажать реальность. Например, чтобы играть роль любящего и послушного ребенка, необходимо притвориться, что родители являются любящими и заботливыми людьми.
Поскольку иллюзии возникают в уме, они поддерживаются его способностью рационализировать. Таким образом, они влияют не только на поведение человека, но и на качество его мышления. Спорить с логическими суждениями довольно сложно. А человек, живущий иллюзией, убежден в нравственной «чистоте» своей позиции и может привести достаточно аргументов в ее защиту. Обычно приходится ждать, когда иллюзии рухнут в пропасть депрессии, прежде чем человек станет открыт для помощи. А депрессия в этом случае неизбежна.
Рано или поздно резервы будут полностью истощены, и человек обнаружит, что не в силах больше продолжать. В состоянии депрессии человек буквально не находит сил, чтобы поддерживать обычное функционирование. Все жизненно важные функции оказываются подавлены: аппетит снижен, дыхание ослаблено, подвижность сильно ограничена. Вследствие подобного снижения жизненной активности понижается энергетический метаболизм и притупляются чувства.
Человек, соприкасающийся со своим телом, не впадает в депрессию. Он знает, что удовольствие и радость зависят от надлежащего функционирования его тела. Он сознает свои телесные напряжения и знает, чем они вызваны. Таким образом, он может принять соответствующие шаги для восстановления позитивного телесного самочувствия. У него нет иллюзий относительно себя и относительно жизни. Он принимает свои чувства как выражение своей личности, и ему не составляет труда вербализовать их.

Александр Лоуэн
Удовольствие: Творческий подход к жизни.
 
Обида — упакованная злость

Обида - разрушающая эмоция. Обида - это остановленная, "упакованная " злость. Раз так, то на лице и в теле все будет напряжено. Если вы посмотрите на себя в зеркало в момент обиды, то увидите каменное лицо, сжатые в тугую нить губы, вздёрнутый подбородок и стоящие в глазах слёзы.

Обида душит, схватывает за горло, подкатывает комком, не даёт дышать, стальным кольцом стягивает грудь. Кружится голова; с одной стороны, – ощущение полного выпадения из реальности, а с другой, – накрывает колпаком – звуки слышаться плохо, слова еле различимы, лица размыты.

В груди свербит острая боль, как от ножа, всаженного в самое сердце. Чувство горечи, досады, глубокого незаслуженно нанесённого оскорбления.

И как ответ на это оскорбление – молниеносное решение – “быть гордой”. Лицо замирает в надменной восковой маске. Всё ракушка захлопнулась. Началась глухая оборона.

Обида – это реакция на “не любовь”

На мысль о том, что меня не любят, не ценят, не уважают, “я для него ничего не значу”. Для обиды факты не нужны, достаточно подозрений в не любви.

Обида требует, чтобы на том конце кто-то был не прав и испытывал по этому поводу вину. ”Если я обижена, значит он виноват”. Даже если второй ни в чём не виноват, он волей не волей станет испытывать вину просто по закону полярностей, так заложено в нашей природе.

Когда-то обида позволяла девушкам манипулировать кавалерами и получать подтверждение их любви и своей для них ценности. В ответ на вздёрнутый носик и надутые губки кавалер должен был резко задуматься, в чём же он был не прав и пасть на колени с букетом цветов и милым презентом. Понятие о “женской гордости” просто таки пестовало обиду по любому мало мальскому поводу. А если повод был серьёзный, уважающая себя женщина должна была серьёзно обидеться и быть гордой до конца.

Постоянно обижающаяся, капризная и требовательная барышня – много лет остаётся идеалом правильного женского поведения.

Кстати, мужчины тоже не прочь быть гордыми и мстительными. У них больше прав на проявление агрессии, поэтому если мужчину обидели (читай оскорбили), “то нормальный мужик это просто так не оставит”.

Что же такое обида?

Это реакция на не любовь. Обижаясь, человек сообщает близким, что " со мной так нельзя, я не чувствую себя любимым." Обида душит от мысли, что кто-то имеет наглость не любить меня, не ценить меня и не дорожить мной. Кто-то посмел сделать что-то такое, что поставило под сомнение мою безусловную ценность.

“Как же так?!”

Если пойти глубже в обиду, то вы испытаете боль беспомощного, всеми покинутого, не любимого ребёнка. Маленькой девочки на большой шумной улице, полной разнаряженных людей, спешащих к своим детям в рождество. Она сидит на снегу, прислонившись спиной к каменной стене,в руках у неё спички. И только Бог может разделить её одиночество. Именно к нему она спешит в объятия. Андерсен хорошо передал этот образ в своей “Девочке со спичками”.

На языке психики выход из этой покинутости и не любви – смерть, прямая или символическая – оцепенение, заледенение, омертвление, нечувствительность души.

“С этого момента меня больше ни что не тронет. Я перестаю чувствовать. И твоя нелюбовь больше не сможет задеть меня.”

Обиженный человек в самом сердцевине своего страдания испытывает боль несчастного покинутого ребёнка. Он ждёт что кто-то наполнит его своей любовью, отогреет его заледеневшие руки и оживит его душу. Это боль ребёнка, который по каким-то причинам не получил этой безусловной и всенаполняющей родительской любви в детстве.

Эта боль может вспыхивать каждый раз как спичка от любого подозрения в не любви, чтобы тот второй – доказал мне что я любим(а) и наконец-то наполнил мою душу, дал мне то, что не смогли дать родители.

Но это невозможно. Никто не сможет заполнить эту пустоту. Мало будет всегда. Люди запихивают в эту душевную бездну детей, животных, вещи и любимых, но она зияет всё равно. Заставляя каждый раз проигрывать один и тот же сценарий.

Обида становится привычной защитной реакцией и срабатывает при любой попытке искреннего разговора. Я знаю женщину, которая более десяти лет не могла разговаривать с мужем по душам. Каждый раз как только она пыталась что-то сказать – будь то тема нехватки денег или его невнимательности к ней – слёзы душили её настолько, что она не могла вымолвить ни слова. Разговоры превращались в сплошное мучение и всегда сопровождались бесчисленными потоками слёз.

“Мне стыдно просить тебя” – ещё одна грань обиды

Обида – это реакция человека, не умеющего просить любовь. Мы все нуждаемся в любви.

Признать свою нуждаемость, слабость и потребность в любви и заботе, попросить об этом – очень сложно. Поскольку редко у кого есть право на слабость. Быть слабой и нуждающейся позволено не всем. Часто семья воспитывает ребёнка так, что единственное, что даёт право на слабость – это болезнь. И люди бессознательно вынуждены пользоваться этой уловкой, чтобы дать себе возможность отдохнуть и попросить о заботе.

Наша культура испокон веков считает слабость непозволительной, воспевая в сказках и легендах самоотречение и героизм:

Маленький ребёнок, которого мама оставила одного и ушла, будет долго захлёбываться от плача в кроватке. Потом он затихнет и уснёт. Нет, он не успокоится. Часть его души просто отомрёт. В его сознании мама бросила его и никогда не вернётся. Эта боль покинутого ребёнка, особенно повторённая в детстве много раз, заставит уже взрослого человека очень болезненно относиться к опасности потери любви.

Для ребёнка есть только он и его потребности, он не может понять, что мама ушла по своим важным делам, что она была в ванной или ей было плохо или она ушла на пять минут и её задержали. Для ребёнка есть только он, его потребность в любви и его горе, что этой любви нет тогда, когда ему так нужно.

Взрослые люди, спустя много много лет ведут себя также как этот ребёнок. Для них есть только их потребность в любви и их боль, если этой любви не дали. Им очень сложно осознать, что у другого человека есть отличные от их потребности. “Если ты меня любишь, будь добр давать мне то, что мне нужно! И немедленно!” Они искренни обижаются, когда другой не даёт и не удовлетворяет их потребности. Эта обида накрывает жгучей болью и разрывает сердце, не давая продохнуть.

Человеку со шрамом в душе очень сложно учитывать потребности других людей и заявлять о своих.

Он ждёт, что мир как мама сам догадается о том, что ему нужно и всё ему даст. И если кто-то, особенно близкий этого не делает, то старая боль и обида накрывает с головой.

Оставаясь "обиженным ребёнком", человек зациклен на себе. Он весь в своих детских ранах.

Другой человек, он… другой. У него свои мысли, свои чувства, свои представления о себе и своей жизни, свои планы и свои потребности. Его предназначение не в том, чтобы сделать вас счастливой (да, не в этом!) Он живёт свою жизнь и живёт как может. Как не прискорбно об этом говорить , но ваш любимый мужчина, никогда не сможет стать вам любящим папой, дать вам всю ту нежность и безусловную любовь, восхищение и обожание, которое дают папы маленьким девочкам (тем из них, которым повезло).

Женщина не сможет заменить мать и любить также безусловно как она. Если она кладёт на алтарь любви всю свою жизнь и живёт только ради вас, то у этой любви есть название – психологическая зависимость.

Заполнить другим человеком дыру в своей душе – мечта многих обездоленных людей. Запихнуть туда любовь, преданность, признание, обожание и понимание своей безусловной ценности – тем самым восстановить баланс.

Ощущая внутри не проходящий голод по любви и при этом понимая, что у другого человека своя жизнь, своя история, свои потребности, возможности и желания; и он этот другой может физически не смочь дать ту любовь, которая так нужна, у него есть право и выбор, свои решения – давать или не давать; и этот решение всегда за ним, – и при этом не уходить в обиду – очень не легко.

Особенно, если обижаться по любому поводу и прятаться в свою наглухо сжатую раковину – привычный и многолетний способ защиты от боли.

Разжимать свою раковину, высовывать оттуда голову и говорить о себе, о боли, о потребностях, о желаниях и пытаться во всём этом слышать не только себя, но и другого – адский труд. Позволить себе выражать свои эмоции, признавать свою боль. Тогда легче увидеть боль другого, признать его право на эту боль.

Автор: Юлия Базылева
 
Обида — упакованная злость

Обида - разрушающая эмоция. Обида - это остановленная, "упакованная " злость. Раз так, то на лице и в теле все будет напряжено. Если вы посмотрите на себя в зеркало в момент обиды, то увидите каменное лицо, сжатые в тугую нить губы, вздёрнутый подбородок и стоящие в глазах слёзы.

Обида душит, схватывает за горло, подкатывает комком, не даёт дышать, стальным кольцом стягивает грудь. Кружится голова; с одной стороны, – ощущение полного выпадения из реальности, а с другой, – накрывает колпаком – звуки слышаться плохо, слова еле различимы, лица размыты.

В груди свербит острая боль, как от ножа, всаженного в самое сердце. Чувство горечи, досады, глубокого незаслуженно нанесённого оскорбления.

И как ответ на это оскорбление – молниеносное решение – “быть гордой”. Лицо замирает в надменной восковой маске. Всё ракушка захлопнулась. Началась глухая оборона.

Обида – это реакция на “не любовь”

На мысль о том, что меня не любят, не ценят, не уважают, “я для него ничего не значу”. Для обиды факты не нужны, достаточно подозрений в не любви.

Обида требует, чтобы на том конце кто-то был не прав и испытывал по этому поводу вину. ”Если я обижена, значит он виноват”. Даже если второй ни в чём не виноват, он волей не волей станет испытывать вину просто по закону полярностей, так заложено в нашей природе.

Когда-то обида позволяла девушкам манипулировать кавалерами и получать подтверждение их любви и своей для них ценности. В ответ на вздёрнутый носик и надутые губки кавалер должен был резко задуматься, в чём же он был не прав и пасть на колени с букетом цветов и милым презентом. Понятие о “женской гордости” просто таки пестовало обиду по любому мало мальскому поводу. А если повод был серьёзный, уважающая себя женщина должна была серьёзно обидеться и быть гордой до конца.

Постоянно обижающаяся, капризная и требовательная барышня – много лет остаётся идеалом правильного женского поведения.

Кстати, мужчины тоже не прочь быть гордыми и мстительными. У них больше прав на проявление агрессии, поэтому если мужчину обидели (читай оскорбили), “то нормальный мужик это просто так не оставит”.

Что же такое обида?

Это реакция на не любовь. Обижаясь, человек сообщает близким, что " со мной так нельзя, я не чувствую себя любимым." Обида душит от мысли, что кто-то имеет наглость не любить меня, не ценить меня и не дорожить мной. Кто-то посмел сделать что-то такое, что поставило под сомнение мою безусловную ценность.

“Как же так?!”

Если пойти глубже в обиду, то вы испытаете боль беспомощного, всеми покинутого, не любимого ребёнка. Маленькой девочки на большой шумной улице, полной разнаряженных людей, спешащих к своим детям в рождество. Она сидит на снегу, прислонившись спиной к каменной стене,в руках у неё спички. И только Бог может разделить её одиночество. Именно к нему она спешит в объятия. Андерсен хорошо передал этот образ в своей “Девочке со спичками”.

На языке психики выход из этой покинутости и не любви – смерть, прямая или символическая – оцепенение, заледенение, омертвление, нечувствительность души.

“С этого момента меня больше ни что не тронет. Я перестаю чувствовать. И твоя нелюбовь больше не сможет задеть меня.”

Обиженный человек в самом сердцевине своего страдания испытывает боль несчастного покинутого ребёнка. Он ждёт что кто-то наполнит его своей любовью, отогреет его заледеневшие руки и оживит его душу. Это боль ребёнка, который по каким-то причинам не получил этой безусловной и всенаполняющей родительской любви в детстве.

Эта боль может вспыхивать каждый раз как спичка от любого подозрения в не любви, чтобы тот второй – доказал мне что я любим(а) и наконец-то наполнил мою душу, дал мне то, что не смогли дать родители.

Но это невозможно. Никто не сможет заполнить эту пустоту. Мало будет всегда. Люди запихивают в эту душевную бездну детей, животных, вещи и любимых, но она зияет всё равно. Заставляя каждый раз проигрывать один и тот же сценарий.

Обида становится привычной защитной реакцией и срабатывает при любой попытке искреннего разговора. Я знаю женщину, которая более десяти лет не могла разговаривать с мужем по душам. Каждый раз как только она пыталась что-то сказать – будь то тема нехватки денег или его невнимательности к ней – слёзы душили её настолько, что она не могла вымолвить ни слова. Разговоры превращались в сплошное мучение и всегда сопровождались бесчисленными потоками слёз.

“Мне стыдно просить тебя” – ещё одна грань обиды

Обида – это реакция человека, не умеющего просить любовь. Мы все нуждаемся в любви.

Признать свою нуждаемость, слабость и потребность в любви и заботе, попросить об этом – очень сложно. Поскольку редко у кого есть право на слабость. Быть слабой и нуждающейся позволено не всем. Часто семья воспитывает ребёнка так, что единственное, что даёт право на слабость – это болезнь. И люди бессознательно вынуждены пользоваться этой уловкой, чтобы дать себе возможность отдохнуть и попросить о заботе.

Наша культура испокон веков считает слабость непозволительной, воспевая в сказках и легендах самоотречение и героизм:

Маленький ребёнок, которого мама оставила одного и ушла, будет долго захлёбываться от плача в кроватке. Потом он затихнет и уснёт. Нет, он не успокоится. Часть его души просто отомрёт. В его сознании мама бросила его и никогда не вернётся. Эта боль покинутого ребёнка, особенно повторённая в детстве много раз, заставит уже взрослого человека очень болезненно относиться к опасности потери любви.

Для ребёнка есть только он и его потребности, он не может понять, что мама ушла по своим важным делам, что она была в ванной или ей было плохо или она ушла на пять минут и её задержали. Для ребёнка есть только он, его потребность в любви и его горе, что этой любви нет тогда, когда ему так нужно.

Взрослые люди, спустя много много лет ведут себя также как этот ребёнок. Для них есть только их потребность в любви и их боль, если этой любви не дали. Им очень сложно осознать, что у другого человека есть отличные от их потребности. “Если ты меня любишь, будь добр давать мне то, что мне нужно! И немедленно!” Они искренни обижаются, когда другой не даёт и не удовлетворяет их потребности. Эта обида накрывает жгучей болью и разрывает сердце, не давая продохнуть.

Человеку со шрамом в душе очень сложно учитывать потребности других людей и заявлять о своих.

Он ждёт, что мир как мама сам догадается о том, что ему нужно и всё ему даст. И если кто-то, особенно близкий этого не делает, то старая боль и обида накрывает с головой.

Оставаясь "обиженным ребёнком", человек зациклен на себе. Он весь в своих детских ранах.

Другой человек, он… другой. У него свои мысли, свои чувства, свои представления о себе и своей жизни, свои планы и свои потребности. Его предназначение не в том, чтобы сделать вас счастливой (да, не в этом!) Он живёт свою жизнь и живёт как может. Как не прискорбно об этом говорить , но ваш любимый мужчина, никогда не сможет стать вам любящим папой, дать вам всю ту нежность и безусловную любовь, восхищение и обожание, которое дают папы маленьким девочкам (тем из них, которым повезло).

Женщина не сможет заменить мать и любить также безусловно как она. Если она кладёт на алтарь любви всю свою жизнь и живёт только ради вас, то у этой любви есть название – психологическая зависимость.

Заполнить другим человеком дыру в своей душе – мечта многих обездоленных людей. Запихнуть туда любовь, преданность, признание, обожание и понимание своей безусловной ценности – тем самым восстановить баланс.

Ощущая внутри не проходящий голод по любви и при этом понимая, что у другого человека своя жизнь, своя история, свои потребности, возможности и желания; и он этот другой может физически не смочь дать ту любовь, которая так нужна, у него есть право и выбор, свои решения – давать или не давать; и этот решение всегда за ним, – и при этом не уходить в обиду – очень не легко.

Особенно, если обижаться по любому поводу и прятаться в свою наглухо сжатую раковину – привычный и многолетний способ защиты от боли.

Разжимать свою раковину, высовывать оттуда голову и говорить о себе, о боли, о потребностях, о желаниях и пытаться во всём этом слышать не только себя, но и другого – адский труд. Позволить себе выражать свои эмоции, признавать свою боль. Тогда легче увидеть боль другого, признать его право на эту боль.

Автор: Юлия Базылева
А если никогда не чувствовал себя детстве недолюбленным и т.д.? Откуда все берется?
Вот реакции и поведение - все так, но не было недолюбленности в детстве.
 
От Вени.
Анна Топилина

Каждому человеку, который задаёт вопрос «почему она не уходит?» мне хочется задать встречный вопрос. Неожиданный. «Где вы обычно отдыхаете и набираетесь энергии?». Почему именно этот? Потому что для большинства людей, вне зависимости от позиции и мнений, ответом на этот вопрос будет одно слово - «дома». Мой дом, моя крепость, мой тыл, мой отдых, мой ресурс, моя нора. Самая естественная штука на свете.

А теперь представьте, что ваш дом - самое опасное и страшное для вас место. Не обязательно прямо в физическом смысле. Но дом - это то место, где вы не можете расслабиться, где вы во всем виноваты, где вы плохая, где у вас нет ничего своего, где ломают ваши границы, где вам нужно дергаться и оправдываться за каждый чих, где вам надо много работать чтобы избежать придирок и скандалов (и все равно не избежишь), где вам страшно, тяжело, стрессово. Куда отчаянно не хочется возвращаться.

И это я даже не говорю про угрозу прямого физического насилия - когда в ответ за любое твое бытовое действие может прилететь оплеуха. Чашку не туда поставила? С подругой созвонилась? Ребёнок слишком долго плакал, ты не могла успокоить? Ннна. Про сексуальное насилие - когда боишься ложиться спать, потому что в кровати тебе нет покоя, и срать твой партнёр хотел на твои желания. Про насилие лишением сна. Про страх.

Так вот. У человека, который живет в таких условиях - нет сил. Всегда нет сил. Он живет взаймы, на последнем издыхании. Он живет в постоянном напряжении, он не расслабляется. Он плохо и тревожно спит, его уровень стресса постоянно зашкаливает, его кровь кипит от кортизола и адреналина. У него постоянно болит спина (напряжение), он болеет (потому что иммунитет ссыпается в трусы), если его бьют - лечит травмы и страдает от боли. Любые кусочки энергии, урванные вне этого повседневного бытового ужаса идут обычно на то, чтобы продолжать существовать и не сдохнуть здесь и сейчас.
Любые «крупные» изменения - уйти, снять квартиру, за какие деньги, придумать как заработать и куда на время этой работы деть детей - кажутся настолько же неподъёмными, как подъем на Эверест без снаряги.
И это я ещё ничего не говорю про убитую самооценку, расшатанные нервы, унижение, стыд, изоляцию, страх за детей, животных и близких, страх того, что тебя таки убьют, если ты рыпнешься.

И да, очень многие женщины, которые жили взаймы, «занимая» энергию на выживание у завтрашнего дня и своего здоровья, после ухода в безопасность почти сразу сваливаются в депрессию, нервное истощение или другие подобные штуки. Потому что они оказываются в безопасности, потому что теперь можно. Потому что адреналин и кортизол, позволявшие как-то выживать в ужасных условиях, больше не зашкаливают и тело рассыпается к чертям собачим. И просто потому что у них теперь есть нора, где можно выдохнуть.

И да, я - одна из таких девочек, проводившая пару лет назад все свободное время катаясь на кольцевой автобусной линии, чтобы не идти домой. Потому что дома у меня не было. И меня при этом даже никто не бил, и не насиловал.

Будьте добры к тем, кто проживает ад, о котором вы, в своей тёплой защищённой норе, не имеете никакого понятия.
 
Еще от Вени.
Жила-была девочка. Она хотела на ручки. Мама была занята. Она хотела на ручки — и плакала. Мама была занята. Она продолжала хотеть и плакать. Мама была занята. Она перестала хотеть. И перестала плакать. Хорошая девочка.

Она хотела играть — но нельзя — «мама спит, она устала». Она перестала хотеть. Удобная девочка.

Она хотела игрушку — не было денег. Она перестала хотеть. Умная девочка.

Она хотела собаку. Не было возможности. Она перестала хотеть. Послушная девочка.

Она хотела красивый лифчик и красивое платье — как у Светки из 6А класса. Не было возможности. Она перестала хотеть и продолжила донашивать свитер двоюродной сестры. Практичная девочка.

Она хотела замуж — чтобы уехать оттуда, где нельзя хотеть и нет возможностей, туда — где есть место возможностям и желаниям. Но не получилось. Она перестала хотеть. Прогрессивная девушка.

Она хотела отмечать новый год с любимым. Чтобы был праздник, которого у нее не было в родительской семье. Но любимый все время был занят. Она перестала хотеть. Понимающая женщина.

Она хотела детей. Но было не с кем. Она перестала хотеть. Прогрессивная женщина.

Она хотела уехать из страны. Но нужно было присматривать за стареющей мамой. Она перестала хотеть. Заботливая дочь.

Она хотела уехать в отпуск. Но нужно было работать. Она перестала хотеть. Лояльная сотрудница.

Однажды утром она ничего не хотела. Она ела пресную кашу и ничего не хотела. Она уже хорошо знала, что хотеть бессмысленно.

Ее внезапно стало все устраивать. Нет ничего из того, что она хотела, — ну и ладно, теперь уже она ничего и не хочет. Подруга сказала, что это просветление. Что все проблемы от ожиданий, а у нее ожидания сами прошли, это смирение, это благо. Она не знала, благо это или нет. Ей было уже все равно.

Окружающие спрашивали, хочется ли ей чего-нибудь. «У меня все хорошо, у меня все есть» — пожимала она плечами и отворачивалась к стенке. У нее уже давно была депрессия, но ее это устраивало, потому что она уже давно забыла, что значит хотеть.

Ей нужно было на работу. Но она не хотела — она не понимала зачем. Ей не нужны были деньги — ведь она ничего не хотела.

«Не кисни» — говорили ей подруги.
«Пойди развейся». «Ты ведь жива-здорова, а в Африке дети голодают».

Ей было все равно. Она не чувствовала вкус жизни. Она не чувствовала жизнь. Она потеряла жизнь.

Она почти перестала есть. Она похудела. Ослабла. Перестала выходить из дома. Изредка заказывала продукты. И то, в основном, ради заказа кошачьего корма. Кошку она уже давно не любила, но не могла от нее избавиться. Ответственная женщина.

Однажды доставка не приехала. Ей пришлось выйти в магазин за кошачьим кормом.

«Я ХОЧУ МАШИНКУ!!!» — она услышала, как разрывался в истерике какой-то ребенок.

Ее глаза наполнились слезами. Она не понимала почему. Она разрыдалась. Прямо у кассы — оплачивая корм.

Она побежала домой. Она рыдала три дня, не переставая. Ее захлестывало то отчаяние, то дикая ярость. Она не понимала почему.
«Я тоже хочу машинку» — и она вдруг перестала рыдать. И улыбнулась, подумав о маленькой игрушечной машинке, которую она хотела в 4 года. И снова начала рыдать. Она вдруг начала вспоминать, чего она хотела в течение последних сорока лет. Хотела и не получала. И от отчаяния переставала хотеть. «Не хотеть» — казалось, не так больно, чем хотеть и не получать.

«Я хочу машинку!» Она достала из шкафа давно запылившееся платье. Сделала красивую прическу. Улыбнулась зеркалу, в котором отражалось опухшее от слез лицо —с красным носом и едва заметными за
с мешками глазами.

Она вышла на улицу и улыбнулась солнцу. Она пошла за игрушечной машинкой.

К ней вернулась жизнь. Она снова начала хотеть.
 
С фейсбука(Принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской организацией и ее деятельность запрещена на территории РФ) принесла,для родителей зависимых.
😱👁️👂 *Цель контроля – снизить свою тревогу*

Контроль не помогает спасти контролируемого, а наоборот, вызывает у него сопротивление, и тот делает всё в «пику», прямо противоположно тому, что хочет контролирующий. Потому что контроль - это давление, насилие, представление о контролируемом как о неспособном и никчёмном, за которым нужен «глаз да глаз».

Родитель стремится насильно причинить добро. Он делает это против воли объекта любви, из самых лучший побуждений.
Из Библии: «… благими намерениями выстлана дорога в ад».

На самом деле контроль приносит вред контролируемому, понижая его самооценку и вредит развитию доверительных отношений с ним. Объект заботы стремится уйти из-под контроля, замыкается в себе, утрачивает доверие и связь с родителем.

Идея, что контроль может оградить, спасти от чего бы то ни было - алкоголя, наркотиков, других вредных пристрастий – глубочайшая ошибка. *Самообман. Иллюзия.* Контролирующий таким образом пытается снизить свою собственную тревогу. Ему кажется, что контроль убережет близкого от употребления. Контроль бессилен спасти от употребления. Употреблять можно сидя за обеденным столом в кругу семьи, прямо перед вами, и вы этого не заметите.

В стремлении контролировать проявляется особенность созависимого – *желание управлять жизнью другого человека*. Это болезненное желание становится оправданным, если определить другого как неспособного. За счет этого созависимый поддерживает и повышает собственную самооценку, жизнь созависимого наполняется смыслом.

Родитель наполнен тревогой за взрослого ребенка. *Тревожный родитель вгоняет в тревогу своих детей*. Он размещает свою тревогу в детях, и дети берут, не раздумывая. Ведь они преданно любят своих родителей. Дитя готово жизнь отдать родителю, если понадобится. Родитель питает иллюзию, что может спрятать от ребенка свои чувства. Нет. Ребенок считывает их бессознательно. Он хочет быть, как родитель, быть с ним единым целым.

Контроль созависимого - это не просто контроль, это сверхконтроль. *Тотальный контроль. За каждым шагом, за каждым вздохом.* Проверочные звонки: « … где ты? … когда придешь? … что делаешь? … и со школы/работы сразу домой, никуда не заходи...»

*Контроль семейного бюджета*: « … заработную плату мне приноси, всё отдавай... ты ведь пропьешь или потеряешь, а я распределю, чтобы на всё хватило... я лучше распоряжусь... я лучше знаю...»

*Каждый час звонит*: «Ты где?.. С тобой всё в порядке?..» Выбирает мужу или сыну друзей, одежду, правильное питание. Эти хорошие, а эти нехорошие... *Указывает, какие эмоции надо испытывать*: «...не плачь … не радуйся так шумно … улыбайся… будь доброжелательным… злиться нехорошо…» *Подсказывает, что делать*: «…надень шапку, смени носки, возьми портфель, сходи в душ, вытри нос, вынеси мусор…»

То есть превращает объект любви в беспомощное существо. Очень унизительно чувствовать себя беспомощной марионеткой. И опекаемый стремится вырваться из-под контроля.

Контроль становится тотальным. Выливает спиртное в унитаз, в раковину. Мама/папа всё решает. Везде свой нос суёт. Свой дефект личности, свою пустоту созависимый пытается заполнить другой личностью - того, кто рядом. Личностью мужа/жены или личностью сына/дочери. На уровне поведения это проявляется в виде контроля или заботы: *если я забочусь-контролирую, жизнь наполнена смыслом* - значит, не зря живу на этом свете.

Контроль заведомо не эффективен. Чем больше зависимый уходит из-под контроля, тем больше созависимый стремится контролировать. Это вредящий контроль. Болезнь (наркотики, алкоголь) надо лечить, а не контролировать. Созависимый старается подменить лечение контролем. Делает он это, чтобы унять свою тревогу. У него возникает *иллюзия, что, если он контролирует, то зависимый не будет употреблять*. Что употребление зависит от него. Это заблуждение. Большая ошибка созависимого - вера в то, что он может затормозить болезнь, если будет проявлять сверхконтроль.

*Снижать степень контроля можно с небольших шагов и постепенно отказаться от него полностью*.

Например:

❇️ сократить количество звонков до 5 в день. Затем до 2 в день. Затем перестать звонить самой, но отвечать на входящие звонки. Затем отвечать через один входящий звонок или в определённое время суток (с 11 до 18 часов). Затем перестать отвечать на звонки сразу. Перезванивать через час или несколько часов.

❇️ перестать входить в комнату «ребёнка» без стука. Перестать заглядывать в его телефон и компьютер. Дождаться, когда «ребёнок» сам подойдёт и попросит совета. Совет не давать, выслушать и выразить свои чувства по поводу выслушанного.

❇️ перестать перекладывать его вещи, убирать его комнату, подавать еду в комнату на блюде, стирать ему нижнее белё. Всё, что может делать сам, делает сам. Наделить обязанностями в ведении общего хозяйства.

❇️ перестать делать то, о чем не просят, перестать навязываться и предлагать. Если ему будет нужно, он сам попросит.

❇️ перестать допытываться о его планах, чувствах. Начать рассказывать о своих планах и чувствах.

Позвольте ему стать полноценным человеком, который способен сам принимать решения и выполнять их.

Автор — Майя Хен
 
Еще от Вени.
Жила-была девочка. Она хотела на ручки. Мама была занята. Она хотела на ручки — и плакала. Мама была занята. Она продолжала хотеть и плакать. Мама была занята. Она перестала хотеть. И перестала плакать. Хорошая девочка.

Она хотела играть — но нельзя — «мама спит, она устала». Она перестала хотеть. Удобная девочка.

Она хотела игрушку — не было денег. Она перестала хотеть. Умная девочка.

Она хотела собаку. Не было возможности. Она перестала хотеть. Послушная девочка.

Она хотела красивый лифчик и красивое платье — как у Светки из 6А класса. Не было возможности. Она перестала хотеть и продолжила донашивать свитер двоюродной сестры. Практичная девочка.

Она хотела замуж — чтобы уехать оттуда, где нельзя хотеть и нет возможностей, туда — где есть место возможностям и желаниям. Но не получилось. Она перестала хотеть. Прогрессивная девушка.

Она хотела отмечать новый год с любимым. Чтобы был праздник, которого у нее не было в родительской семье. Но любимый все время был занят. Она перестала хотеть. Понимающая женщина.

Она хотела детей. Но было не с кем. Она перестала хотеть. Прогрессивная женщина.

Она хотела уехать из страны. Но нужно было присматривать за стареющей мамой. Она перестала хотеть. Заботливая дочь.

Она хотела уехать в отпуск. Но нужно было работать. Она перестала хотеть. Лояльная сотрудница.

Однажды утром она ничего не хотела. Она ела пресную кашу и ничего не хотела. Она уже хорошо знала, что хотеть бессмысленно.

Ее внезапно стало все устраивать. Нет ничего из того, что она хотела, — ну и ладно, теперь уже она ничего и не хочет. Подруга сказала, что это просветление. Что все проблемы от ожиданий, а у нее ожидания сами прошли, это смирение, это благо. Она не знала, благо это или нет. Ей было уже все равно.

Окружающие спрашивали, хочется ли ей чего-нибудь. «У меня все хорошо, у меня все есть» — пожимала она плечами и отворачивалась к стенке. У нее уже давно была депрессия, но ее это устраивало, потому что она уже давно забыла, что значит хотеть.

Ей нужно было на работу. Но она не хотела — она не понимала зачем. Ей не нужны были деньги — ведь она ничего не хотела.

«Не кисни» — говорили ей подруги.
«Пойди развейся». «Ты ведь жива-здорова, а в Африке дети голодают».

Ей было все равно. Она не чувствовала вкус жизни. Она не чувствовала жизнь. Она потеряла жизнь.

Она почти перестала есть. Она похудела. Ослабла. Перестала выходить из дома. Изредка заказывала продукты. И то, в основном, ради заказа кошачьего корма. Кошку она уже давно не любила, но не могла от нее избавиться. Ответственная женщина.

Однажды доставка не приехала. Ей пришлось выйти в магазин за кошачьим кормом.

«Я ХОЧУ МАШИНКУ!!!» — она услышала, как разрывался в истерике какой-то ребенок.

Ее глаза наполнились слезами. Она не понимала почему. Она разрыдалась. Прямо у кассы — оплачивая корм.

Она побежала домой. Она рыдала три дня, не переставая. Ее захлестывало то отчаяние, то дикая ярость. Она не понимала почему.
«Я тоже хочу машинку» — и она вдруг перестала рыдать. И улыбнулась, подумав о маленькой игрушечной машинке, которую она хотела в 4 года. И снова начала рыдать. Она вдруг начала вспоминать, чего она хотела в течение последних сорока лет. Хотела и не получала. И от отчаяния переставала хотеть. «Не хотеть» — казалось, не так больно, чем хотеть и не получать.

«Я хочу машинку!» Она достала из шкафа давно запылившееся платье. Сделала красивую прическу. Улыбнулась зеркалу, в котором отражалось опухшее от слез лицо —с красным носом и едва заметными за
с мешками глазами.

Она вышла на улицу и улыбнулась солнцу. Она пошла за игрушечной машинкой.

К ней вернулась жизнь. Она снова начала хотеть.
Разрыдалась чуток пока читала). Доброе утро! Подскажите пожалуйста, (я новичок) где можно писать свою историю чтоли? Я пока потерялась на сайте.
 
Разрыдалась чуток пока читала). Доброе утро! Подскажите пожалуйста, (я новичок) где можно писать свою историю чтоли? Я пока потерялась на сайте.
Заводи свою тему) и не рыдай!) все хорошо бу!)
 
Созависимость, это невозможность быть счастливым. Обратная сторона зависимости. Т.е. стороны-то разные, но монета одна.
Если зависимый никак не мыслит счастье без опьянения, и тем самым врет самому себе, потому, что состояние измененного сознания можно называть как угодно, но это не счастье. Так что, выходит, что он или несчастлив или пьян. Он сам об этом догадывается и поэтому постоянно ищет и находит причину, по которой ему "так плохо", что нужно выпить.
Созависимый же не мыслит себя счастливым в принципе. Он не может себе этого позволить, что странно и нелогично и потому требует "объяснения". Наличие рядом зависимого одно из лучших таких "объяснений", Получается, что он каким-то патологическим образом нуждается в "неудачнике", тиране, эгоистичном человеке. В общем, стремится быть жертвой для того, чтобы как-то склеить в своем сознании те противоречия, которые его разрывают.
Характерно то, что, даже после расставания с зависимым (ссора, развод, смерть больного), созависимая ищет и находит себе другого почти такого-же. Причем, порой, это может быть даже не алкоголик, а просто инфантильный эгоцентрист, неспособный ни сочувствовать ни сопереживать. В общем, чем хуже, тем лучше, потому, что убедительней аргумент, опровергающий саму возможность быть счастливой.
Поэтому и говорят о том, что созависимость это внутреннее, аутохтонное состояние, и не нужно искать причину "снаружи".

То, что вы описываете, формально говорит о том, что вы с этим состоянием каким то образом справились. Формально, потому, что вы не описываете чувств. Только факты и события. А наша жизнь состоит их чувств и ощущений. Воспоминания о фактах настолько неточны, что можно смело говорить о том. что история - не наука =) Зато мы помним, как нам тогда было, что чувствовали, о чем думали.
Проанализируйте это. Вы готовы считать себя счастливым человеком? Ну, понятно, что не на все 100% но в целом? Вы реализовываете себя, испытываете благодарность, есть ли у вас минуты, когда вы полны любви и т.д? Понимаете ли вы свое место в мироздании? И не выходит ли так, что оно всегда привязано к кому-то, кто вам ненавистен, но неизбежен? Ну, в общем, сами понимаете, это сложные. неоднозначные вопросы, на которые не может быть простых ответов. Но именно их и нужно задавать.


Стец
 
в этом видео интересная мысль о том, что созависимый впадает в услужливость из-за некой паники, в которой он ощущает себя как под гипнозом и несколько диссоциирован с самим собой. в это время он находится под влиянием внутренней критикующей фигуры, а самдумает, что это просто собседник у него властный. но собеседник не сам по себе влиятельный. созависимый просто наделил его влиянием, проведя ассоциацию со своим родителем
1633426226117.png
в этом видео мысль о том, что внутренний критик доносит до нас правила игры в обдществе слишком жесткими словами и от того вместо самомотивации мы получаем самоуничижение. что также внутренний критик не дает своему внутреннему ребенку недовольному уйти от тех, с кем нам плохо, пока те самые алки или арбузеры не совершат чего-то из вон выходящего. мысль о том, что для полного счастья внутренний критик должен думать не о впечатлении на окружающих а о пользе для нас самих. например спорт зал не ради фигуры а ради здоровья. и не до изнеможения. но все же спорт зал а не бодипозитив. ну и главное в любой ситуации из позиции взрослого уметь поговорить с каждой из своих частей

кстати если брать не эго-состояния а методику ifs то разделение нескоь ко иное
1633426779312.png
селф это взрослый - ядро личности здравомыслящее но не бесчувственное
менеджер это родитель - это тот кто разрабатывает хитрые стратегии поведения и дисциплину
изгнанник - это комплексы внутреннего ребенка
пожарные - это импульсы, которые быстрыми удовольствиями гасят тревогу изгнанника - зависимости в основном от еды, алкоголя, отношений, соц-сетей
по идее я бы проассоциировала и изгнанника и пожарного с двумя частями внутреннего ребенка
ну и в айэфэс практикуется беседа селф части с каждой из ему подчиненных

у меня всегда была путанница знаете почему. потому что в схемах взрослого рисовали всегда наравне с родителем и ребенком. а ведь он должен быть несколько выше их обоих.
 
ну не знаю. она конечно снимает корону с нас. я бы сказала с перебором. вот она говорит не достаточно женствтенные со своим спасательством - чрезмерно инициативные, подавляющие волю мужчины, решая за него, куда пойдем. ну окей так объясни ты откуда это желание проявить себя через человека рядом и почему нет опции проявить себя через себя. и совет в конце - притворись слабой. и все время переводи стрелки, что б он сам решал. так это ж вечно начеку надо быть. и с каким-то презрением она говорит. даже не знаю, начинаю в ней нарцисиху видеть)))
 

Ошибки, которые НЕ надо исправлять.​

Короткая вдохновляющая история – о том, почему многие ошибки совсем не предназначены для того, чтобы их исправлять

Короткая вдохновляющая история – о том, почему многие ошибки совсем не предназначены для того, чтобы их исправлять.

«Несколько лет назад я попал в необычную галерею и бродил по ней около часа – там продавались ковры работы индейцев навахо. На самом деле, ковры оказались даже больше, чем необычными. Владелец-коллекционер, удивительный и странный человек по имени Джейми Росс, собирал ковры навахо с английскими словами, буквами и целыми предложениями, вплетенными в рисунок.
Мое внимание привлекли некоторые образцы, и я попросил его рассказать, как эти ковры попали к нему в галерею. Джейми из тех людей, кто умеет дать на короткий поверхностный вопрос неспешный и вдумчивый ответ, минут на десять. Я не имел ничего против, так как никуда в тот момент не спешил.


Ошибки, которые НЕ надо исправлять


Он рассказал и объяснил много всего интересного… Но больше всего меня поразил и запал в душу один его ответ. Я заметил, что на многих коврах в плетении видны маленькие изъяны, и спросил, почему мастера их оставили? Это были бросающиеся в глаза отступления от рисунка, случайные линии и узоры, чуть-чуть выбивающиеся из образца по сравнению с другими на ковре.


Росс ответил, что тому есть много объяснений. Одно из самых известных — навахо намеренно вплетают изъяны в рисунок на ковре, чтобы напомнить самим себе о несовершенстве человеческой природы. Тот же взгляд мы находим в японском искусстве ваби-саби.
Но сам он предпочитает другое объяснение. Дело не в том, что навахо специально делают ошибки в плетении. Намеренно их желание не возвращаться назад и не исправлять их.
Он сказал, что навахо относятся к ошибкам как к моментам во времени. Раз мы не в состоянии изменить время, зачем пытаться исправить ошибку, которая уже произошла? Ошибка уже вплетена в ткань времени. Полезно помнить об этом, когда оглядываешься назад.


Он развил свою мысль дальше и привел пример с восхождением на гору. Когда мы взбираемся на вершину, то по дороге обязательно делаем неверные шаги и оступаемся. Но продолжаем идти. Мы не останавливаемся и не возвращаемся в исходную точку, если где-то споткнулись и упали, а где-то пошли неправильной дорогой и сбились с пути. Мы продолжаем идти.

Невозможно стереть неверный шаг. Он уже произошел, и это часть восхождения… Если тебе удалось достичь вершины, ты не считаешь восхождение со всеми его промахами неудачей. Точно так же навахо не считают ковер с несколькими неверными стежками бракованным. Если ковер закончен – значит, он удался. И что еще важнее, ковер с несколькими неверными стежками – правдивый, подлинный ковер».
Джейсон Фрид
 

Нелюбовь​

Нелюбовь это когда нельзя мешать. Разговаривать, смеяться или лезть с объятиями. Нельзя рассказывать о своих переживаниях это глупости, а не переживания. Нельзя что-то просить надо понимать, что сейчас трудное положение. И вообще, зачем тебе это?

Нельзя рассчитывать на помощь, взрослые люди должны самостоятельно справляться. Даже если им пять лет. Это уже солидный возраст. А если тридцать пять это вообще старость. И нечего так наряжаться в таком почтенном возрасте.

Нелюбовь когда не ругают особо, но и не хвалят. Не замечают. Когда неудобно есть при близком человеке он может сказать, что ты много ешь. А приготовленную тобой еду человек съест и ничего не скажет. И не заметит усилий, когда приберешься и цветочки в вазочку поставишь.

Нелюбовь когда ничего нельзя. Когда раздражаешь, мешаешь, лезешь, несешь чушь, выносишь мозг, сиди смирно в уголке и жди, когда тебя поведут гулять. И не скули, не ной, не реви, смирно сиди и жди. Когда не заступаются и говорят: сам виноват! Это нелюбовь.

Когда ничего не дарят нелюбовь. Когда жалко денег на тебя это нелюбовь. Это не ненависть. Это иногда еще хуже, потому что ненавидят за что-то, из зависти, например. И можно уйти или сдачи дать. А не любят просто так. Хотя говорят: «да люблю я тебя, только отвяжись, опять ты за свое!».

Вот это и есть нелюбовь. И от нее умирают.

Особенно старики, дети и собаки. И взрослые люди, которые беззащитны и чувствительны.

Нелюбовь делает человека робким, неуклюжим, зажатым и некрасивым; он боится все испортить, помешать, раздражить… Тут ничего не поделаешь; если есть силы надо уходить хоть с узелком на палочке. Или хотя бы ясно понять это нелюбовь. Не любовь.
Анна Кирьянова,психолог.
 
Автор Анастасия Долганова
Ранняя травма от поздней травмы отличается наличием моментов вторжения таких чувств, которые непереживаемы.

При поздней травме (такой травмой называется психотравмирующее событие, которое произошло после трехлетнего возраста) у ребенка уже есть самосознание и речь. Этого достаточно, фундамент сложен, весь мир внутреннего и внешнего ресурса лежит у его ног.

Терапия поздних травм сводится в общем к символизации (проговариванию, вербализации опыта для его осознания и проживания) и к тому, чтобы научиться этими разнообразными ресурсами пользоваться.

Это не значит, что поздний процесс - простой: это огромная, сложная и долгая работа, она занимает годы и требует большого количества поддержки, и страдающему от посттравматических симптомов взрослому предстоит освоить этот самый мир ресурса, освоить огромное количество информации, научиться большому количеству вещей, но у него уже есть инструменты. Он может говорить, он может думать, он может осознавать себя.

При ранней травме у ребенка нет ничего, и чем он младше – тем серьезнее это «ничего». Младенческие травмы в смысле проговаривания и других видов символизации непереживаемы, поскольку досознательны и довербальны. Младенцу, переживающему травму, просто плохо: физически, потому что он больной или голодный (травмы ранних госпитализаций, пренебрежения или раннего отъема от груди) и эмоционально, поскольку отрыв от матери вызывает сепарационную тревогу, которая представляет собой сочетание ужаса и отчаяния.

Поэтому у «ранних» взрослых случаются такие приступы тревоги и беспомощности, при которых разум и слова никак не помогают – просто потому, что адресованы они довербальному страдающему существу, которому нужно не это.

Если «поздний» травматик с усилиями и с поддержкой может научиться тому, как свои травматические вторжения переживать, получая от этого новый опыт и развитие (например, переживший насилие может обнаружить в себе протест и силу и через это получить возможность стать другим, более смелым и опорным человеком), то «ранний» должен научиться в этот опыт не ходить.

Развитие, которое для «позднего» возможно через трансформирующий опыт, для «раннего» возможно в отсутствие вторжений такого опыта, поскольку совсем маленький ребенок развивается не через фрустацию, а лишь тогда, когда ему сыто, тепло и безопасно.

Тревогу ранней травмы можно успокоить физическим контактом, теплом, сытостью (не обжорством, поскольку переполненный желудок тоже вызывает физическую боль) и ритмом. Последнее не очевидно, но важно: есть неврологические исследования, которые показывают связь между психическим состоянием людей, переживших серьезные ранние травмы (в книге Брюса Перри и Майи Салавиц «Мальчик, которого растили как собаку» много примеров таких травм и неврологической работы с ними) и занятием таких людей ритмикой, пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

То есть: если с человеком происходит вторжение младенческих ужаса и отчаяния, ему не нужно с собой разговаривать, но ему нужно пойти поиграть на пианино или потанцевать. Эти занятия нужны не для радости, а для ритма. Покачивания тоже подойдут, и тёплое питьё, и физический контакт с близким (что не всегда возможно: приступы такой тревоги у взрослых с ранним травматическим опытом часто бывают спровоцированы именно физическим отсутствием значимого человека, расставанием или угрозой расставания). В последнем случае вполне оправдано использование противотревожных препаратов: иначе расставание даже с плохим партнёром становится невозможным, поскольку тревога непереживаема.

Внутреннего младенца, которому плохо, не нужно прорабатывать, растить или трансформировать: его нужно успокоить, чтобы он уснул. Тогда он вернет психику взрослому, который сумеет все остальное.

P.S.: Качели из шины, кресло-качалка, гамак и все подобные вещи тоже подойдут, но создание музыки почему-то лучше всего.
 
Агнюш - я твой пост в ВДА скопировала, потом еще кое-что присмотрю отсюда.
Девчули - если есть возможность, приносите в ВДАшные темы напрямую.
 
Агнюш - я твой пост в ВДА скопировала, потом еще кое-что присмотрю отсюда.
Девчули - если есть возможность, приносите в ВДАшные темы напрямую.
Я туда тоже хотела параллельно закинуть,но не совсем поняла куда.
 
Назад
Сверху Снизу