Навеяно подкастом Чилософия Хакамады
Был у меня как-то долгий и регулярный спор здесь на форуме с одним тут известным алкоголиком-философом, который возмущался моему атеизму и писал, что не может понять, как атеист вообще может бросить пить. Если ты не веришь в жизнь после смерти, то вполне возможно в этой жизни постоянно упарываться наркотиками и пить, пока живой. Ведь ТАМ ничего нет и поэтому нЕчего бояться и можно жить эту жизнь так, как в последний раз.… Что, если бы он не верил в Бога, он бы только и делал, что грешил и нарушал закон/заповеди Божьи, был отчаянным гедонистом и жил бы только для себя, ведь жизни после смерти нет, поэтому зачем все ЭТО блюсти.
Я много думала над этим, как боязнь кары за грехи может удержать нас от грехов, как именно Заповеди Божьи могут удерживать от грехов, как 12 шагов
АА могут удерживать от дальнейшего пьянства, как уголовный кодекс (судебная система) может удерживать от нарушений и криминала. Как кара небесная или наказание за преступление может удерживать от грехов/преступлений. Честно говоря, я думаю об этом ежедневно на работе - как наказание и негативные последствия могут удерживать детей от нарушения дисциплины, как наказания могут удерживать от нежеланного поведения. Понятия социальных норм и санкций, наказания и поощрения в системе социального контроля. Использование наказания в воспитании и т.д. Все это оч взаимосвязано.
Возможна ли внутренняя нравственность без влияния/боязни наказания от социума? Возможна ли внутренняя нравственность, без веры в Бога? Возможно ли это, делать что-то либо не делать, потому что ты понимаешь значение этих процессов изнутри, а не потому что ты боишься наказания? Многим верующим непонятно, как функционируют атеисты.
И мне оч понра сегодня, как Хакамада в своем подкасте изъяснилась про собственные стандарты нравственности. Это вообще тяжело объяснить словами, но мне понравилось, как она это сделала.
Известно, что средний человек состоит на 90 процентов из социума из только 10 процентов его, генетического, до чего он, в принципе, еще должен дойти, и докопаться, найти этих 10 процентов.
Когда мы себе задаем вопрос - кто я есть, на самом деле, ответить на него оч сложно. Так как нас самих в нас оч мало (кроме генетический наследственности личности и здоровья), а все остальное - это социум, который проникает в нас каждую секунду (воспитание, люди, интернет, книги, телевидение). Все мысли, которые нам кажутся, что они наши, совсем не наши, а мы их просто впитали/украли у социума, прочитали или услышали.
И когда мы задаем себе вопрос, как найти себя, нужно, прежде всего спросить, хотим ли мы найти себя в социуме или вне социума. Как найти себя, отделив то, что ты впитал с молоком матери - социум, который диктует свои законы - что можно и что нельзя, свои понятия нравственности, что прилично, что неприлично, равняться на других, не понимая, что нужно тебе самому?
Так вот, про те оставшиеся 10 процентов себя. Пока мы интенсивно копошимся в социуме, нам не до этих 10 процентов. И только, если изрядно попахать, можно даже освободится от постоянных желаний социума и к старости лет стать приблизительно 50/50 (социум и свое я).
Что же такое свое я? Хакамада считает, что это твоя личная нравственность и мораль, которая очень часто не вписывается в законы социума. Как только человек понимает, что у него внутри есть внутрення нравственность, за рамки которой он не выйдет никогда, потому что, он потеряет самого себя, тогда возникает ощущение своей личности.
Когда ты знаешь на 100 процентов, что если ты украдешь - тебе за это ничего не будет и никто не узнает, но ты не крадешь, так как твое внутренне нравственное я этого не позволяет. И тут ни вера в Бога, ни заповеди не при чем. Да, у атеистов именно так это работает. И мне бы хотелось это вам здесь объяснить. Когда, согласно своему высшему Я, многие поступки просто невозможны, так как нравственные внутренние ценности этого не позволяют на интуитивном уровне. И когда у вас появляются подобные ценности, тогда вы находите дорогу к самому себе. В этом случае социум отступает, ваш мозг начинает работать с вами более аккуратно и ваше подсознание помогает вам найти самые неординарные решения в сложных ситуациях, потому что им руководит ваше высшее Я, а не социум. Мораль, которая дана человеку, который докопался до своей внутренней нравственности. Иногда, отказываясь о карьеры и денег, мы принимаем решение в пользу своего нравственного Я. Социум же живет своей другой жизнью. А нам нужно прожить свою собственную жизнь, удерживая ее в рамках собственного я, иначе она растечется в тысяче мелочей законов социума и представлений других людей, как должна выглядеть ваша жизнь.
Это очень тонкая материя, которую просто невозможно описать словами либо научиться ей.
Но я попыталась здесь с помощью Хакамады. Я так тоже чувствую. Хотя, вполне возможно, что это очередная иллюзия и попытка мозга найти ответы на безответные вопросы.