Моя записная книжка. Закладки для интересного. От профильного до флуда.

Выученная беспомощность. Детям грубым непослушным, место лишь в чулане душном… Колыбельная пауков.

Статьи / Психологическое просвещение


Холод и тьма. В небе луна.
Тишину и покой белой сетью укрой.
Я тебя обниму, паутину сотку.
Чтобы было тепло, чтобы грело нутро.
В коконе сером, теснота и уют.
Пауки за работой тихо песню поют
Спи вечным сном, в тепле и любви
Чем уйти от меня, лучше умри…
Не плач, не моли, кокон не рви
В паутине моей поскорее замри.
Лишь молчи… Лежи…
Кушай и спи…

– Бабушка, ура… Я пятерку получил, – прямо с порога заявил Сашенька. Фраза далась ему, как то неуверенно. Он получил пятерку, это была правда. Но вчера получил четверку, а в прошлый четверг у него в дневнике появилась тройка… Двоек Сашеньке еще не ставили никогда.
– Ты, что орешь, – раздался голос бабушки из кухни. Судя по всему она была уже на взводе. Бабушка, бывшая, областная Судья, до сих пор держала всех окружающих в «ежовых рукавицах».
Сашенька вздрогнул. «Лишь бы только ее не разозлить» – подумал малыш и постарался напустить на себя вид который нравился бабушке. Стать тихим, ласковым послушным слегка виноватым – иногда это прокатывало.
– Привет сынок! – из комнаты появилась бледная усталая мама. Она всю себя отдавала бизнесу и почти не участвовала в воспитании сына. – Поздравляю с пятеркой. Ты молодец.
– Не с чем здесь поздравлять! – бабушка вырвала дневник из рук и стала его листать.
– На прошлой неделе две четверке и ТРОЙКА! Ты хочешь вырасти такой же МРАЗЬЮ, как твой отец? Он подлец, матку твою обрюхатил и свинтил! Тебя выродили и разбежались!
– Мама, что вы говорите, не при ребенке! – Лиза пыталась забрать Сашеньку и увести в комнату.
– Не называй меня матерью! Проститутка! Ты меня опозорила перед всеми! На посмешище выставила! В подоле принесла и до сих пор жрешь за мой счет! – Наталья Ефремовна похоже окончательно уходила в пике. Впрочем с ней это происходило довольно часто.
– Это ты во всем виновата! Не я! Он не от меня ушел! Ты его из дома выжила, – мама Сашеньки вдруг разрыдалась и громко закричала сжимая кулаки.
– Что ты сказала? Тварь! Да был бы отец жив он бы на тебе живого места не оставил! – бабуля надвигалась на тоненькую Лизу своим тучным огромным телом.
– Ничего бы он мне не сделал! Ты! Его со свету сжила! В могилу загнала! Он меня никогда пальцем не трогал! Ты только била! – обозленная, но перепуганная Лиза отступала к двери своей комнаты. – Андрей, хоть сбежать успел, иначе бы ты и его в могилу загнала!
– Закрой, рот! Потаскуха! Наталья Ефремовна бросилась на дочь с кулаками.
– Отпусти маму! Слышишь отпусти! Сашенька, постоянно боялся, что бабушка, когда-нибудь убьет маму. И поэтому не мог оставаться безучастным. Он кинулся на бабушку сзади и стал бить ее ладошками и кулачками.
– Ах ты сучье семя! Я с тебя сейчас шкуру спущу, – Наталья Ефремовна схватила его и поволокла в ванну, где висел тонкий плетеный ремень.
– Нет! Не надо! – захлебываясь слезами, закричал малыш.
– Надо! Надо! Еще как надо! – рычала бабушка пытаясь засунуть голову маленького мальчика между ног.
Он сопротивлялся, как мог, но силы были не равны.
Тогда он отчаянно стал звать маму на помощь! Голос прервался, когда узкий хлыст ремня врезался в его маленькую попу.
– Не смей его бить, Тварь! – мама Сашеньки ревела в захлеб из комнаты, кричала, но не могла идти к нему на помощь. Ей казалось, что она ничего не сможет сделать. Вообще ничего. Поэтому Наталья Ефремовна сделала с Сашей, все то, что считала нужным…

***

Выученная беспомощность – состояние психики, когда человек отказывается справляться с негативными обстоятельствами в своей жизни. Он не предпринимает никаких действий, чтобы изменить ситуацию, хотя мог бы это сделать. Обычно оно возникает, после ряда неудачных попыток, провалов, срывов.
Человек превращается в пассивную и слабую тряпку. Теряет интерес к жизни, жиреет, или наоборот усыхает. Пьет, или не пьет. Ничего не делает, или занимается херней. Неверие в собственные силы, депрессия, подавленность, сокращение срока жизни. Отказ выходить из враждебной и агрессивной среды. Скука и страх, жизнь рассыпалась в прах, в клетке с открытой дверью сижу, на свободу со злою тоскою гляжу…
Открыл этот психологический феномен Мартин Селигман. В ряде экспериментов над собаками он успешно доказал. Что «выученная беспомощность» имеет место быть.
Классический эксперимент И.П. Павлова по формированию условного рефлекса у собак, дал неожиданный результат.
Для проведения опыта собак сажали в клетки и стимулировали не сильными разрядами электрического тока. В момент удара, подавали запоминающийся, высокой тональности, звук. После достаточного количества подкреплений ученые ожидали, что при открытых клетках, собаки услышав звук, будут в ужасе убегать, даже без электричества.
Согласитесь это логично! Тебя полгода били током под звуковой сигнал. Потом ты слышишь его и понимаешь… Что, садисты в белых халатах сейчас опять начнут «веселиться»! По идеи собаки должны были уматывать из клетки со всех ног… Но не тут то было.
Собаки никуда не убегали. Они скулили, жались в углы боялись, пребывали в панике, но не убегали. Хотя через распахнутые настежь двери клеток, сбежать было легче легкого. Это открытие напрочь опрокинуло главные постулаты «бихевиоризма», который полновластно доминировал тогда в психологическом мире.
Наблюдая шокирующие поведение собак гениальный ученый предположил, что собаки не убегают из клеток потому, что, раньше, множество раз пытались делать это, но безуспешно. Их как бы «выучили», быть беспомощными!
Мартин Селигман решил повторить опыт, чтобы еще раз подтвердить свое сенсационное открытие. На этот раз он поделил собак на три группы.
Первая группа имела возможность отключить ток, нажав носом на специальную панель внутри клетки. Их свобода зависела от них самих.
Вторая группа собак была лишена возможности спастись самостоятельно. Собака второй группы полностью зависела от действий собаки первой группы. Сама она ничего не решала. Её судьба зависела не от неё.
Третья группа собак была контрольной и удара вообще не получала.
Две группы собак получали удары током одинаковой силы, в течении равного промежутка времени. Разница была лишь в том, что первая группа могла прервать воздействие электрошоком, а вторая нет.
В конце эксперимента снова повторили опыт с открытыми клетками.
При подаче тока собаки из первой группы (те которые сами могли выключить ток), легко покинули вольеры через открытые двери. А вот собаки второй группы(которые были лишены возможности отключать ток) остались в клетках с открытыми дверями, продолжали страдать, но ничего не предпринимали для своего спасения.
Боль и плач... Сладкий палач… Глухо лежу, никуда не гляжу. Жизнь словно сон, сквозь слезы и стон…
Это изумительное явление прививалось многим из нас с детства. И те кто сейчас пользуется такой разрушительной моделью, внедряет нам «выученную беспомощность» – через дыры в психике оставленные нашими родителями.
Людям не имевшим такого опыта в детстве, сложно внедрить «выученную беспомощность» без «специальных» средств… Дыбы, щипцов, застенков гестапо и пыточных камер. Не думаю, что кто-то из читающих, сейчас находится в таком, «действительно» плачевном положении.
Скорее всего, многие из вас, могут быть помещены в ту самую знаменитую «клетку с открытой дверью». Но это совсем другое дело… дверь то… Открыта!
Но, если с детства родные прививали, вам состояние выученной беспомощности так, как об этом рассказывается в начале главы… Тогда конечно, оживить уснувшее чудовище не составит труда.
В психологическом детском саде, который мы создали, часто можно было наблюдать проявление этого неприятного феномена.
Приходил новенький ребенок еще не знавший, что в этом детском саду отсутствуют наказания и персонал не повышает голос. В садике использовалась модель взаимодействия «Любить и понимать» разработанная нами ранее.
Малыш совершал ошибку, за которую наказывали дома, и шел сам «сдаваться» воспитателю для получения лю-лей. Дело доходило до абсурда. Маленький Витя (пять лет) случайно разбил чашку, и не получив наказания от воспитателя (она ласково сказала – с кем не бывает), разревелся, несколько раз ударил себя по щекам и ушел в угол. После этого он стоял там и плакал в течении пятнадцати минут, на все уговоры выйти из угла отвечал уверенным отказом. Когда срок «отсидки» закончился, Витя опять расцвел и побежал играть с другими детьми. Что и в каких терминах мы высказали его родителям, когда они пришли вечером, мы здесь уточнять не будем. Да и цензура, думаю, это все равно не пропустит. Но сказали мы им тогда много чего хорошего…
На секунду задумайтесь, что нужно было делать с ребенком, чтобы у него сформировался ТАКОЙ синдром выученной беспомощности.
Мы люди гораздо умнее и сложнее собак. Мы идем еще дальше! Если собаки просто скулят и не могут сбежать из клетки с открытой дверью, то человеческие существа начинают еще играть роль электрошока для самих себя!

Причина:
Собственная выученная беспомощность, как это не парадоксально, является основной причиной того, что человек пытается это сделать с другими. Ребенок которого засунули в клетку, часто сам того не осознавая имитирует поведение воспитавших его взрослых и старается изо всех сил сделать то же самое со своими близкими. Страх, неуверенность, отсутствие стержня, бесхребетность, лживость, отсутствие рефлексии – все это лишь следствия. Главная причина, собственная не способность выйти из клетки. Паук не может выйти из своей паутины. Он навечно там заточен и лишь стремиться затянуть туда других… Тех кто может летать, у кого есть крылья и огненная душа полная мечты и творчества!

Защита:
К вопросу о защите. Эксперимент с собаками повторяли по разному и другие ученые, тестируя всяких собак и даже пытаясь делать это с группой диких волков. Выяснилось, что собакам выращенным в тепличных условиях лаборатории (не приспособленных к самостоятельности) можно поставить модель поведения «выученной беспомощности» за месяц. А вот пойманным уличным дворняжкам этот же рефлекс ставили от трех до пяти месяцев. Что же касается волков, исследователи так и не смогли привить хоть сколько-нибудь стойких рефлексов. Они только озлоблялись. Но реагировали не стабильно… Сколько волка, током не бей… Все равно в лес убежит. Стоит об этом задуматься!
Итак продолжим… Одна из самых сильных защит от выученной беспомощности – защита убеганием. Руки в ноги и ходу от «паука». Желательно сделать это так, чтобы остался только пыльный след до горизонта.
Еще можно раствориться в разреженном воздухе, оставив после себя медленно исчезающую улыбку (метод чеширского кота). Или по англицки, не прощаясь… Чтобы защищаться надо понимать, как люди могут у нас развить «выученную беспомощность». Они стремятся поставить вас в неприятную ситуацию, выходом из которой является головоломка не имеющая решения. Помните, как с собаками! У первой группы было решение головоломки (при нажатии носом на панель, подача тока прекращалась), а вторая группа, чтобы не делала, их все равно били электричеством. У них головоломка не имела решения… Так и люди больные этой стратегией, стремятся создать ситуацию без выхода. Что бы ты не делал, бить будут все равно. Пауки – властные, мужчины и женщины, очень неуверенные в себе, вечно боящиеся отстоять свое мнение в споре с «чужими» людьми. С близкими же («своими») они творят такие вещи, что волосы встают на затылке дыбом. «Паук» стремиться контролировать тебя всем, деньгами, увлечениями, общением, отдыхом. Стоит тебе «рыпнуться» и ты получаешь удар. Хочешь поехать в горы – «паук» заболел. Хочешь скопить денег… Человек нарулил ситуацию, что деньги ушли на ее разрешение, а твои планы пошли к чертям. Хотела выступить на телевидении, тебе случайно поставили фингал под глаз, за день перед съемкой. Купил себе одежду для ММА из специальной ткани, жена как бы случайно постирала ее обычным порошком. Получил тройку – ругают. Получил – четверку, почему не пятерка. Получил пятерку – ругают за старую тройку.
В конечном счете человек становиться беспомощным… Ну и… В общем можно перечитать еще раз стишок в начале главы.
Очень сложно защититься от этой деструктивной модели. Ведь так себя ведут значимые и любимые тобой люди. Здесь важно полное разделение с человеком. Изоляция от своих дел и ценностей. И только тогда есть шанс, что он пойдет за тобой в мир свободы и самостоятельности. Там где не плетут паутину себе и другим. В мир там, где рождаются и живут мечты. Смелые и яркие мечты!

Последствия:
Ну про последствия вы уже поняли… Хреновые! И это мягко сказано. Давайте мы не будем углубляться в видения мрачного будущего тех, на ком отрабатывают эти деструктивные стратегии. И не менее ужасного будущего ожидающего «пауков». Поговорим о еще одном талантливом эксперименте, проведенном на этот раз с людьми в доме престарелых. Эксперимент имел кодовое название «четвертый этаж». В одном из домов штата Конектикут, две смелые и талантливые девушки психологи, провели исследование качества и продолжительности жизни стариков. Эдит Лангер и Джудит Роден договорились с руководством дома престарелых таким образом... Одна группа испытуемых стариков жила по обычным правилам пансионата (мы вас любим, заботимся – поэтому все сделаем за вас), а четвертый этаж стал жить по новым правилам (делайте все, что захотите, если нужна будет помощь – обращайтесь).
Во всем пансионате все комнаты были одинаковы, все было по часам, всем даже дарили одинаковые растения (за которыми, кстати ухаживали сестры).
А «четвертый этаж» жил по своим законам. Комнаты старики отделали по своему усмотрению. Посещали то, что хотели. Куда им не хотелось не ходили. Растения у всех были разные и пожилые люди ухаживали за ними сами…
Эксперимент прогремел в США и получил огромную известность. Потому что за достаточно серьезное время, выяснилось, что при однородной подборке людей… Старики свободного «четвертого этажа» жили значительно, дольше, меньше были подвержены заболеваниям, а главное, при опросах, описывали свое психо-эмоциональное состояние, как счастье! В отличие от остального пансионата, где совершенно беспомощные без персонала старики постепенно переселялись на кладбище…

© Алексей Афанасьев. Мария Афанасьева. Светлана Сонет. Алена Яра.
 
Как тебе не СТЫДНО!

От автора: Есть чувства естественные (биологические),а есть искусственные , придуманные людьми для манипулятивных действий над себе подобными....Об этом статья

Люди рождаются уже с чувствами. Мы даже до рождения способны чувствовать настроение мамы, любят нас или совсем не ждут…

Когда ребенок рождается, он, очевидно, испытывает массу ощущений, не самых приятных - его отрывают от мамы и он испытывает колоссальный стресс на почве страха и других неприятных чувств. Затем, в процессе роста и развития, дети испытывают естественные чувства биологического страха, обиды, злости….И ребенок как-то справляется с этими чувствами…, потому что он инстинктивно понимает их….

Пока однажды он не услышит «Как тебе не стыдно!». И это новое не понятное чувство, сказанное ТАКИИИИИИИИИМ ТОНОМ! Оглушает ребенка! своей непонятностью и новизной!

И оно для него становится не понятым и не возможным для осмысления и переосмысления! И даже инстинкты его «спят», когда ребенок слышит это ужасное для него слово «СТЫДНО!». Он не знает, что с этим ему делать?

Когда ребенку страшно – его организм приходит к нему на помошь….и он защищается, когда обидно – он плачет, когда больно – он жалуется, когда не понятно – он злится, когда чего-нибудь хочется – он просит.

А тут «Стыдно!»…и что с этим делать? Он не знает что это такое. Но он видит поповедению взрослых, что это ПОЧЕМУ-ТО ТАК ужасно! Ужасней не бывает! Это ужаснее, чем остаться без мамы! Да, собственно – он уже начинает чувствовать себя плохим!….не нужным…не любимым ….. ничтожеством! А обьяснить себе не может! И никто ему не обьясняет это ужасное слово. И вот оно опять преследует его

- дома!

- в садике!

- в школе!

- во дворе........"с завидным постоянством"....

Раз нет обьяснений новому ужасному чувству стыда – тогда ребенку лучше НИЧЕГО НЕ ЧУВСТВОВАТЬ! Это в первый раз страх оглушает, а потом с защитой и бесчувствием «очень даже ничего!».

И так ребенок идет по жизни…пока не вырастает и не поймет

- недостаток своих коммуникативных способностей

- не возможность любить

- не способность распознавать свои чувства

- ощущение в своем теле давящего чувства не свободы, как будто кто-то сковал по рукам и ногам!

Дальше - больше! Выросший ребенок понимает, что он сам себя ограничивает чем-то непонятным.


И тогда он принимает решение обратиться к психологу. В процессе совместной работы с психологом, он впервые встречается один на один со своим СТЫДОМ, научается определять свои чувства и обретает свободу!

Описанный сценарий (вернее, его конец) происходит не так уж часто. В этом случае люди живут «как придется».


Автор статьи Медпсихолог Силаева Татьяна


 
тож думал на эту тему. у нас нет системы которая бы позволила донести ребенку основы социала. и поэтому используют манипуляцию. и так по кругу, поколениями
 
причем система сдерживания, "как бы чего не вышло/что люди скажут"

гасят любознательность детишек
но согласись, что проще запретить манипуляшкой, чем нудно и по кругу пояснять. хез. а так - будет знать, что это "стыдно" и все. и не делать и не огребать
 
тут пробегало вроде на тему воспитания детей в Израиле. когда ребенок вообще чего хочет творит пока мелкий. и норм. но это нужен другой уровень общественного уклада. а если ты один все разрешаешь а остальные орут - будет проблема.
 
но согласись, что проще запретить манипуляшкой, чем нудно и по кругу пояснять. хез. а так - будет знать, что это "стыдно" и все. и не делать и не огребать
я не задумывалась над этим, пока на НД не попала.
А до этого- традиционные рельсы даже в попытках объяснить ребенку (хорошо реб был совсем маленьким)).
Сейчас уже по другому мыслю.)

"Так положено" намертво сидит в голове. Или "не высовывайся". Т.е. изначально фальши учим по привычке,
себя не чувствовать. Удобно же. Сказал общую фразу и реб тупо запоминает, как жить в рамках.
Писец это((
 
если ты один все разрешаешь
безопасности учить надо, да не настолько дети дурные. Они любознательные, с ними договориться можно
(хоть иногда))

остальные- для всех хорош не будешь :PARDON:
 
"Так положено" намертво сидит в голове. Или "не высовывайся". Т.е. изначально фальши учим

я думаю что это не фальшь, это скорее основы социала, выживания. чтобы тратить меньше ресурсов на оборону. хотя, как я думаю сейчас - нет никакой обороны. более того - не трогают тех, кто сам наваляет. к ним не лезут. так что основы надо конечно - уголовный кодекс. а остальное пусть само решает )
 
тут пробегало вроде на тему воспитания детей в Израиле. когда ребенок вообще чего хочет творит пока мелкий. и норм. но это нужен другой уровень общественного уклада. а если ты один все разрешаешь а остальные орут - будет проблема.
Это только с наруже кажется что все можно. А изнутри это огромный труд родителей установить просто рамки и своим примером показывать как это быть в этих рамках и как их правильно расширять
 
Ну - ИМХО вы все же преувеличиваете?

Ну какой писец?

Я уже писАла и еще напишу - здоровая психика переработает ВСЕ.

Главное в этом вопросе - отношения с матерью.

Если мать не транслирует токсичность ребенку - то никакие чужие люди, садики и прочие страшилки - не страшны. Мать поможет справиться с любымии сложными эмоциями.

Хуже - когда рядом токсичная мать. Это усложняет задачу.

но это не значит, что все - пиши пропало. просто тяжелее будет проходить пубертат. будут бунты и прочее.

Потом взрослый себя обретет.
 
я думаю что это не фальшь, это скорее основы социала, выживания.
сами идеи основ имеют свойство менятся. ИМХО в этом все же фальшь присутствует.
Перестроечное время показало, как сложно было адаптироваться строителям социализма
 
в 50 лет. бросив бухать. если повезло )


Я не уверена, что тут дело только в матери и в страшилках.

Это почему то СВОЯ собственная эмоциональная система не перерабатывала в свое время.
 
а вот меня как раз дрессировали быть хорошим для всех. херово вышло )))) нельзя из всех сделать милых и пушистых.
зато сейчас вумный)
я тож избавляюсь от "хорошей девочки" в себе))
 
Я уже писАла и еще напишу - здоровая психика переработает ВСЕ.
верю))
только не видела эту психику вживую. Не встречалась пока
Революционное поколение-военное-строители коммунизма/социализма- перестройка-базар-
капитализм-?
Пока только психи и невротики встречаются))
 
Хуже - когда рядом токсичная мать. Это усложняет задачу.

но это не значит, что все - пиши пропало. просто тяжелее будет проходить пубертат. будут бунты и прочее.

Потом взрослый себя обретет.
Ага)) я вот последнее перерабатываю токсичное, чувствую к завершению подходит сепарация))
50 лет исполнилось) Пора))
 
От автора: Осознанность – это врожденная способность человека отдавать себе отчет в том, что он чувствует и о чем думает в данный момент, и исследовать это с доброжелательностью, принятием и любопытством. Этот навык помогает находить более здоровые способы саморегуляции и обращения с такими переживаниями, как тревога, гнев, печаль или ощущение опустошенности и отчаяния. Начать можно с небольших упражнений, которые занимают 10–15 минут в день.
Хорошие упражнения. Надо попробовать. Я сразу даже не могу вспомнить, какой вкус у моей зубной пасты. А тюбик ведь уже пустой почти
 
Назад
Сверху Снизу